reck писал(а):Васильич, вы хоть дали бы чёткие определения, что такое воля и что такое свобода. А потом уж дальнейшие рассуждения пытались бы проводить. А так как вы этого не сделали, у вас муть и получилась.
А Вы разве этого сами не знаете?
Ну что же. Рискуя вызвать очередное недовольство БСН попробую Вам помочь. Начнём со свободы.
Этимология.
Древнерусское слово свободь явным образом соотносится с древнеиндийским svapati (сам себе господин: «svo» — свой и «poti» — господин).
Как я и писал раньше, свобода актуальна только невольникам, т.е. рабам кого-то или чего-то. Именно раб озабочен тем, чтобы самому стать господином (рабовладельцем). Ну хотя бы над самим собой.
Вольный человек не желает быть господином ни над кем. В том числе и над самим собой. Он считает недопустимым лишать Воли кого-либо. И тем более самого себя.
К этому древнерусскому слову свободь западные переводчики прицепили латинское либерта - либерти и другие иноязычные синонимы с их меняющимися смысловыми нагрузками.
А понятие "свободы" менялось сильно. От понятия творческой свободы до понятия свободы от препятствий (принуждения, причинно-следственной казуальности, судьбы).
У Сократа и Платона речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма.
В средние века подразумевалась свобода от греха. Возникает противоречие между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога и человека как "раба божьего".
Со времен Просвещения возникает понятие свободы, впервые заимствованное у либерализма как идеологии и философии естествознания, сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство над человеком (как его порабощенности) всемогущей естественной причинности и закономерности.
По марксизму человек мыслит и поступает в зависимости от экономических отношений и классовой борьбы между порабощёнными и поработителями.
Т.е. свобода, практически на всём протяжении своего существования рассматривалась как бегство из рабства. Иногда человеческого, иногда божеского, иногда от природы. Но всегда как бегство от некой несвободы.
Но сама по себе свобода бездеятельна, а следовательно и безответственна. "Сам себе господин" озабочен только саоей независимостью от кого-то или чего-то. Свобода всегда направлена от чего-то (от зависимости) и сама по себе не несёт созидательную целенаправленность.
Обратимся теперь к понятию Воля.
Воля — феномен человеческого сознания ответственный за регуляцию субъектом своей деятельности (поведения), обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.
Воля всегда деятельна и ответственна, потому как опирается на мотивы, намерения и цели поведения личности. Воля всегда деятельно целенаправлена к чему-то.
Любую несвободу, Воля воспринимает всего лишь как препятствие к преодолению для достижения целей.
Именно поэтому фразеологическая конструкция "свобода воли" по своей сути бессмысленна. Но имеет свой манипулятивный смысл.
Концепты различных спекулятивных толкований "свободы воли" вводят для создания иллюзии разрешения внутренних противоречий (парадоксов) в различных религиозных и идеологических учениях.
Например, в религии "свобода воли" подразумевает, что желания и выбор человека могут сосуществовать с божественным всеведением. Это якобы спасает от парадокса "Если всё предопределено Богом, то почему же человек грешен в том, что поступил в полном соответсвии с волей Всевышнего?".
В этике существование "свободы воли" определяет, могут ли люди нести моральную ответственность за свои действия. Фактически повторяется религиозный парадокс "греховности - предначертанности", только в терминологии "чистой этики".
В науке спекулятив "свободы воли" смягчает парадокс причинно-следственного детерминизма.
Ну и так далее. Т.е. "свобода воли" это всего лишь спекулятивная уловка, отодвигающая необходимость признания несовершенства философских, религиозных, идеологических учений и научных теорий.
Эта спекуляция проникла и в современную западную философию, столкнувшейся с парадоксом "заброшенности".
ЗАБРОШЕННОСТЬ, в экзистенциализме Хайдеггера означает неизбежное возлагание ответственности за существование на свое собственное бытие-в-мире, т.е. на самого себя, объект страха.
Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и позволяет ему достигнуть в некоторой степени "свободы воли", основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование.
Ну и далее ещё более крутая спекулятивная муть вокруг пресловутой "свободы воли".
Если коротко, то там где начинают громко камлать о "свободе воли" жди манипуляций смыслами и понятиями...