Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Стремление к ложному превосходству

4. Стремление к ложному превосходству

 

-- Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и... и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом "вопросе" я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально... и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!
 Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"

Четвёртому недостатку сложно дать однословное название. Однако он тоже довольно распространён и типичен и суть его заключается в следующем. Преследуя цели чего-то добиться, самоутвердиться, достичь величия и превосходства (что само по себе хорошо), человек ставит достижение и поддержание такого превосходства как самоцель, ошибочно полагая подходящим использование для этого удобных в текущей ситуации методов. Нормальный человек стремится к превосходству, основанному на универсальных критериях, понимая степень своих достижений, своего превосходства как степень продвижения по правильному пути, которая будет иметь соответствие с его реальными, общепризнанными заслугами. Человек, стремящийся к ложному превосходству, вместо универсальных критериев будет опираться на ложные, самоназначенные критерии своего превосходства. Этот человек не будет соотносить степень своих амбиций и своих реальных заслуг, пытаясь доказать своё превосходство не правильными, а доступными методами и убеждаясь в нём, если у него получается. При этом чем больше разрыв между действительным уровнем развития и достижений человека и его амбициями, тем более неадекватные и уродливые формы могут принимать такие попытки.

Люди, убеждённо стремящиеся к ложному величию, как правило, переступают через моральные нормы (либо трактуют их особым, удобным для себя, образом), игнорируют понятия честности и справедливости. Для достижения своих целей они зачастую используют наглое и агрессивное поведение, обман и коварство. С их точки зрения кто оказался сильнее (неважно, каким путём), тот и прав. Исходя из этого, они зачастую ошибочно считают слабее тех, кто пытается поступать правильно, руководствоваться какими-то идеалами, моральными нормами. Однако проблема стремящихся к ложному величию в том, что, несмотря на то, что, в отличие от эгоистов, они способны проявлять целеустремлённость, упорство, искоренять в себе определённые слабости, они принимают кажущееся, самоназначенное превосходство за действительное, случайные, временные "успехи" за реальное подтверждение того, что они сильнее, и поэтому в конечном итоге всегда проигрывают идеалистам.

Стремление к ложному величию часто принимает групповой характер. В такой форме, когда к ложному превосходству стремится определённая группа, ошибочно назначившая себе право быть априори господствующей над остальными, такое явление можно назвать фашизмом. Современные определения фашизма, как правило, основываются на привязке этой идеологии к конкретным историческим явлениям, таким, как режим Муссолини в Италии или Гитлера в Германии, а не на объяснении его сути. Часто под фашизмом понимается исключительно пропаганда расового или национального превосходства. Однако основная суть фашизма в другом. Эта идеология, которая представляет жизнь как процесс постоянной борьбы, в которой слабые терпят поражение, а сильные доминируют. Залог же успеха - в сплочении группы индивидов и подчинении деятельности каждого индивида цели доминирования группы. Вот как высказывался Муссолини на эту тему: "Я верю, что если народы хотят жить, они должны развивать известную волю к власти, иначе они лишь существуют, тянут лямку в жизни и делаются добычей более сильного народа, развившего такую волю к власти". В представлении Муссолини такой группой было население конкретного государства. Однако группы, взявшие на вооружение подобные представления, могут выделяться и по другому признаку. Это могут быть социальные группы, например, класс, представители которого поставили цель господствовать, попирая интересы общества в целом, религиозные группы, противопоставляющие себя всем "неверным", клановые группы и т. п. Такие группы могут быть и большими и малыми (например, ОПГ, объединившаяся для доминирования в своём микрорайоне). Однако общим для всех таких групп будет противопоставление интересов группы всем остальным и постановка цели превосходства, доминирования группы в качестве главной цели. При этом те, кто не входит в группу, считаются "неполноценными", интересы которых можно и нужно попирать.

Стремление к ложному величию пагубно. Оно не ведёт ни к чему хорошему ни отдельных субъектов, ни группы, которые его исповедуют. Любая попытка начать рассматривать вещи через призму личного или группового доминирования, самоназначения субъектом или группой себя априори превосходящим всех остальных - начало пути, который ведёт к поражению. В конечном итоге любое превосходство такого субъекта или группы оказывается дутым и терпит крах, а все усилия оказываются растраченными впустую. Единственным вариантом, действительно ведущим к успеху, является ориентация на универсальные ценности, на цели, преследующие достижение правильного порядка и гармонии во всей Вселенной. Только движение по данному пути ведёт к истинному величию и превосходству, которое не закончится внезапно в один момент. В определённой мере подобное направление движение задаёт идея Бога (если её правильно понимать), как некого абсолютного начала, требующего от человека служения высшим идеалам, стоящим над любыми эгоистическими личными либо групповыми интересами, о чём я уже писал ранее в данной статье. Стоит специально отметить, что даже принятие в качестве главной цели интересов такой группы, как человечество, является неправильным. Уже давно очевидно, что, например, хищническое отношение людей к природе, истребление животных и растений ведёт к глобальной экологической катастрофе, которая для самих людей не закончится ничем хорошим.

К сожалению в современном мире и в России в частности стремление к ложному превосходству широко распространено и служит отправной точкой для действий многих людей и групп. В условиях распада, атомизации общества, нарастания в обществе материалистического менталитета, пассивности и эгоизма те, кто привык целеустремлённо, не считаясь ни с чем, пробиваться к вершине и подавлять остальных, чувствуют себя как рыбы в воде. Сегодня Россия оказалась заложником разных групп, пытающихся эксплуатировать её в своих интересах, используя, в том числе, для этого базовые общественные институты и властные полномочия. Дорвавшиеся до власти олигархи-фашисты думают лишь о том, как добиться своих узкогрупповых целей - выкачать из страны максимум денег, обеспечить личное благополучие. Грабят страну и угнетают народ, сплотившись для достижения своих узкогрупповых целей и более мелкие группы - различные ОПГ, этнические диаспоры, коррумпированные чиновники и оборотни в погонах. Кое-кто мечтает о насаждении в России ислама и полном заселении через 20-50 лет нашей страны выходцами с Кавказа и Средней Азии. Голос честных людей, настоящих патриотов России, которым небезралична судьба страны, сегодня слишком слаб, чтобы эффективно противостоять этим группировкам. Необходимо пробуждение и оздоровление общества, объединение народа и взятие им судьбы страны в свои руки.

В мировом масштабе откровенно фашистскую политику проводит Запад, в первую очередь США. Попирая все международные нормы, они творят преступления против других стран ради достижения собственного превосходства. Впрочем, и население самих США сегодня страдает от действий собственной олигархической верхушки. Уже давно не секрет, что часть мировой олигархии (т. н. "мировое правительство") закулисно вынашивает планы по установлению нового мирового порядка и тотального контроля над всем населением планеты в собственных интересах, при этом не гнушается для достижения своей цели ничем, включая искусственно вызванные экономические кризисы, войны, террор, диверсии и убийства. Прекращение деятельности подобных безумцев также должно быть задачей всех здравомыслящих людей планеты.

Как противостоять тем, кто стремится к ложному превосходству? Устойчивый успех может быть достигнут только последовательным внедрением и закреплением правильных, здоровых норм и форм отношений между людьми в обществе. Противодействовать стремящимся к ложному величию нужно, отталкиваясь от того, как должно быть, принуждая их к восприятию ситуации с точки зрения универсальных (а не их личных) критериев и делая это настойчиво и активно. Неадекватное поведение подобных людей, как правило, базируется на ложной уверенности в том, что окружающие слабы/неполноценны и в силу этого не дадут решительного отпора. Сталкиваясь с адекватным противодействием, они сами пасуют и меняют своё поведение.

В определённой мере стремление к ложному превосходству присуще подавляющему большинству людей. Большинство обычных людей в той или иной мере склонно доказывать своё превосходство ложными методами, если у них есть такая возможность. Попробуйте, например, даже справедливо оспорить позицию какого-нибудь модератора на интернет-форуме, и в большинстве случаев получите бан, потому что модератору придёт в голову доказать свою "правоту", используя свои полномочия. В повседневной жизни большинство склонно "самоутверждаться", каким-либо образом принижая, высмеивая, критикуя других, если им кажется, что для этого есть хороший повод. Подобные склонности в себе и в обществе в целом необходимо искоренять.

Подводя итог, можно сказать, что неправильно представлять жизнь как постоянную борьбу, в которой каждый, если хочет чего-то добиться и не быть жертвой, должен ставить цель своего превосходства и использовать любые возможности для его достижения. Всегда нужно оставаться на позиции того, кто отстаивает правильное, справедливое положение вещей, действует во имя высших ценностей и идеалов. Только такой путь ведёт к победе и истинному величию, те же, кто необоснованно пытаются представить центром мира себя, неизбежно проигрывают.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 23.11.2011