.
Возможное-ожидаемое.

Есть мозг с его сенсорными системами - это принятая в настоящем схема работы мозга в общем виде. Предлагается блочная схема мозга, функционирующего в режиме шестикратного дублирования. Схему можно проверить различными способами: исследуя произвольные движения человека; существующими инструментальными методами; просто наблюдая - блочность мозга «просвечивает» при взгляде на его работу со стороны. Наличие ожидаемого результата убирает принципиальные препятствия для исследований. Схема позволяет рационализировать представления о психических и социальных процессах, причём систему «человек – общество» становится удобнее рассматривать как систему «общество – человек». Человек, как и всё живое, стремится сохранить себя и своё потомство. Верным вектором его стремлений является желание получить удовольствие, удовлетворение. Мозг и взаимодействие частей мозга следует развивать, уясняя, что возможность получения удовлетворения зависит от работы, направленной на его развитие. В конечном счёте, работа, произведенная мозгом в течение всего существования, есть показатель удовлетворенности индивидуума от своей жизни. В идеале, человек должен полностью изработаться, это выгодно обществу и оно обязано (стараться, по крайней мере) обеспечивать своим членам подобную полноценную жизнь. Для достижения своих целей человек потребляет (из общего котла) возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, энергоносители и результаты труда. (В интуитивном представлении большинства здесь проходит раздел: больше отдаёт, меньше потребляет – «хороший человек», в противном случае – «не очень»). Блочное устройство мозга позволяет рассматривать проблемы, связанные с материальным потреблением, в наиболее общем виде.
Подробнее о недооцениваемом мышечном чувстве. Из всех чувств – мышечное чувство наиболее значимо, так как позволяет организму активно взаимодействовать с окружающим миром. Тот, кто хоть раз испытал ощущение, что он – лишь часть окружающей его природы (это сильное ощущение), тот согласится, что оно идёт от мышечного чувства. Мышечное чувство является основой для полноценного развития других чувств. Все люди имеют один и тот же набор эмоций – результат однотипности мышечного чувства и объекта управления – скелета человека. И только это чувство объединяет всех нас и заставляет считать себя людьми. Звенья скелета в движениях действуют одновременно, управление осуществляется в режиме параллельной работы, дополнительно затрудняя исследование и ощущение движений. Вытекающий недостаток – ограниченность счётных возможностей мышечного чувства. А для обсчёта вариантов и прогнозирования гораздо лучше приспособлены анализаторско – управляющие системы (слуха и зрения). Мышечное чувство (как и любое другое) желает беспрепятственно обладать объектами своего управления, т.е. тем, что может освоить мышечно. Человек, у которого ведущим является мышечное чувство, имеет обычно скромные материальные потребности (и не потому, что не позволяют). Переход от физической работы на выносливость к анализаторско – управленческой работе и обратно психологически дискомфортен, так как анализаторы имеют предельно низкий порог чувствительности, а мышечное чувство, наоборот, возможно высокий. (Отсюда значительные нервные траты на всестороннее развитие, однако не существует затрат более окупаемых). В социальной жизни выгодна специализация, поэтому часть общества занимается анализаторской и организаторской деятельностью, а часть – физической работой. Управляющие и управляемые объекты отдалены друг от друга, обратная связь ослаблена и общество, в результате, имеет обычное высокое психологическое напряжение. В условиях наступающей глобализации, экстенсивном потреблении и увеличении численности населения становится заметна ограниченность ресурсов планеты. Как утверждают, ожидается расслоение населения на «золотой миллиард настоящих людей» и остальных – «туземцев планеты Земля», что приведёт к жёсткому противостоянию. Ресурсы планеты конечны, гипотетическое привнесение энергии извне чревато экологическими проблемами, но, представляется, что экономное потребление, естественное (с научным подходом) ограничение рождаемости вполне осуществимы. Как бы то ни было, у общества возникает необходимость решения задачи полноценного развития каждого. Следует перевести физический труд на выносливость из разряда презренных занятий в разряд благородных. Выставление ценностных ориентиров - задача для надстроечных институтов: науки, образования, культуры, морали и др. Выгода для индивидуумов – более полное удовлетворение от собственной жизни, а для популяции – переход в стабильную фазу. При осуществлении гармонизации вполне решаются и проблемы с численностью населения. Блочная схема работы мозга позволяет рационально объяснить и кризисные демографические процессы. Здесь мы наблюдаем действие психологического механизма. Менее мощные анализаторские системы управления заставляют людей, занимающихся умственным трудом, воспринимать прожитую часть жизни, как жизнь, где было много страдания. (Бог весть, насколько объективно). И, в конечном счёте, такое восприятие ведёт к уменьшению количества детей в семьях. Мощная система управления мышечным чувством даёт возможность быть относительно неприхотливыми людям, занимающимися, в основном, физическим трудом. Прожитая часть жизни воспринимается ими более оптимистически. Детей стараются заводить числом поболее. «Будет день, будет и пища» - это поговорка для них. В цивилизованных странах, где много умственной работы (т.е. работы, требующей большего участия анализаторско - управленческой части мозга), возникает проблема с уменьшением численности населения. В странах, где население занято, в основном, физическим трудом, наоборот, существует проблема с излишком численности. Небезынтересно, что появляется возможность исследовать с позиций рациональности такое фундаментальное психологическое понятие как социальная справедливость. Не будет удивительным, если в результате, появятся, к примеру, иски от имени больших групп о потерянной выгоде, моральном ущербе, и др., что приведёт, в конце концов, к значительному увеличению налогов от сверхдоходов. Проблема гармоничного развития каждого – уже необходимость! Однако решение подобного рода задач не может быть скорым. Дискретное время здесь - период входа в жизнь нового поколения (20-25 лет). Кроме перспективы появления новых методов анализа и синтеза в исследованиях мозга, ожидается заманчивая возможность построения теоретических систем, позволяющих достичь большей рационализации представлений и в системе «человек – вселенная». Ближе становится пора, когда наука о живом будет встроена в единое древо науки. Существующие любомудростные системы, основанные (по умолчанию) на схеме «мозг и его сенсоры», хотя и поражают своей изощрённостью, не могут соответствовать до конца собственному предназначению из-за податливости фундамента, на котором возводятся модели окружающего мира.
Следует отметить, что человек, как и всё живое, является энергетической машиной, преобразующей энергию до высоких переделов, тем самым, оказывая противодействие повышению энтропии системы, в которой находится. А негласный (или гласный?) девиз общества материального потребления - «Не съем, так надкушу!» зовёт в другую сторону и потому не может быть верен.

Содержание