"Человек следует законам Земли;
Земля следует законам небес;
Небеса следуют законам Дао;
Дао следует законам своей внутренней природы"

"Аристотель мудро назвал жизнь не руководимую никакими законами, циклонической, а в другом месте он заявил, что государственное благополучие покоится на законах". Следовательно, пишет Я.А.Коменский мы, желающие благополучия маленькому государству нашей школы, должны оградить его законом"
Термин закон заимствован из социальной политики и религиозной практики. Согласно Ветхому завету, Бог во время одной из встреч с Моисеем на горе Синайской на ряду 10 заповедями имеющими характер чисто нравственных установлений, внушил ему и основные законы. Эти законы были принудительными. Принудительной силой обладали и законы, устанавливаемые рабовладельческими государствами и Древней Грецией и Древним Римом. Законы определяли порядок.
Античная наука не пользовалась понятием закон. Понятие "Дао" отождествлялось с понятием закона. В научный оборот оно было пущено китайским мыслителем Лао -цзы,(4-5 в.в. до н.э.). Дао - это слепая необходимость, рок, верховная мистическая сила.
В средневековой философии проблему закона разрабатывает Фома Аквинский. (natureles Leger - законы природы) Фома Аквинский первый из средневековых мыслителей обратился к термину "закон природы". Согласно Фоме, божественный разум порождает все законы природы и сам " имеет природу вечного закона". По его мнению " законы природы - это истины разума, постигаемые в процессе их познания. В трактовке закона Фома использует платоновско-аристотельское учение о предустановленной цепи. Поэтому законы у него выступают как проявление божественной воли.
Леонардо да Винчи 15 в. Использовал термин regola (правило). Говоря о законе рычага, Леонардо писал: "И это отвечает правилам природы" (regola dinatura), а потому не может быть избегнута, а значит необходима". Как видно из приведенного выказывания Леонардо отождествлял закон (regola ) с необходимостью. "Необходимость наставник природы" писал Леонардо.
Также открытия Галилея заложили основы науки, в фундаменте которой лежит новый принцип - закон. Законы Галилея выражали всеобщее, существенные, повторяющиеся, необходимые связи и отношения. Однако сам Галилей называл их аксиомами (закон свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; движения тела брошенного под углом к горизонту; сохранение механической энергии при колебании маятника)
Френсис Бэкон обобщил достижение наук своего времени. Важнейшей ступенью познания природы по Бэкону являются законы. Закон Бэкон отождествлял с формой: "когда мы говорим о формах, то мы понимаем под этим не что иное, как те законы и определения чистого действия, которые создают какую - либо простую природу одно и тоже есть форма Тепла и форма Света и закон Тепла и закон Света .
Бэкон выделяет признаки закона:
а)Всеобщность:"Тот кто знает формы, тот охватывает единство природы в несходных материях): б)Устойчивость: исследование форм, которые (по их механизму) вечны и неподвижны.
Декарт понятие закон истолковал в смысле правила: " мы можем вывести некоторые правила, которые я называю законами природы"
И. Кант - первый из философов, который повергает закон как гносеологическую категорию специальному анализу. По его мнению, законы природы в сущности - это законы рассудка. Плодотворная идея Канта о единстве законов природы и законов познающего мышления. Это единство трактуется идеалистически.
Гегель внес большой вклад в изучение категории закон. У Гегеля закон одновременно и ступень развития идеи (суть объективного), и категории мышления (суть субъективного). Объект и субъект здесь у него сливаются.
По Гегелю: "закон есть отношение противоположностей, но эти противоположности необходимо не предполагают и не отрицают друг друга. Они просто соединены. Закон находится не по ту сторону явления, а посредственно наличен в нем царство законов есть спокойное отображение существующего или являющегося мира".
В силу того, что закон дан в явлении непосредственно, Гегель отказывает ему в таком признаке, как необходимость. Он (закон) требует еще доказательства, т.е., опосредования для познания, что закон не только имеет место, но и необходим; этого доказательства и его объективной необходимости закон, как таковой, не содержит в себе".
Гегель приписывает закону признак объективности: "Закон, будучи ступенью развития идей, существует объективно. Закон обладает признаком общности. Однако универсальность всеобщность - атрибут не закона, а мирового разума, Бога".
Основные законы диалектики, которые формулирует Гегель и соблюдением которых осуществляется изложение всей его философской системы, не называются законами; они выражают внутреннюю логику развития мирового духа.
Гегель ставит вопрос о соотношении закона и явления. Закон и явление это противоречивое единство. Если Кант рассматривает закон как нечто самостоятельное, закон так таковой, то у Гегеля закон слит с явлением. Это единство противоположностей, т.е. закон непосредственно содержится в явлении. "Закон является средством систематизированного обобщенного отражения явления .
Гегель поднимает проблему и о цельности закона "каждый знает об общем, но не знает о нем как о сущности. Закон однопорядков с сущностью и потому выражает только существенное и сущестное общее. Вследствие этого закон не может быть однозначно охарактеризован по отношению к явлению только как часть его+ закон есть не только тождественная основа явления, явление имеет в законе свою противоположность, и закон есть его отрицательное единство". В.П.Тугаринов обращает внимание, что "закон выступает и как часть и как целое".
Широкому употреблению понятие "закон природы" в философии и науке было положено Р.Декартом, он говорил о законах как о "вторичных" (после бога) причинах всех видимых нами движений. Согласно Декарту важными атрибутами закона природы является неизменность и вечность, благодаря чему его сознание позволяет априори предсказывать "действия по их причинам".

Кант проводит различие между всеобщими законами природы, вытекающими из категорий, и частными законами, называемыми им также эмпирическими. Последние связаны с конкретным опытом, являются содержательными законами природы, выступают как особые формы знания.
В Педагогической теории и практики понятие закон вообще не рассматривается. Педагогическая наука выделяет в основном закономерности воспитания и обучения. Тем не мнение, зная закон, легко получить надежный прогноз, ибо это знание позволяет уподобить прогнозирование вычислению по формуле. Однако педагогическая практика прогнозирования очень далека от этого.
В современных словарях под законом понимают отношение (связь) между объектами (сторонами объектов), такое отношение(связь), которое определяет характер поведения этих объектов. Их функционирование и развитие. Следовательно, закон - это существенное общее отношение сущностей или между сущностями . Закон носит необходимый характер, он представляет собой необходимое отношение. Закон осуществляется "железной необходимостью" Важная черта закона - его всеобщность, вытекающая из его необходимости. Она означает, что любой закон природы присущ всем без исключения явлениям и процессам.
Поскольку закон в силу присущей ему необходимости и всеобщности осуществляется всегда и везде, когда для этого есть и соответствуют условия, т.е. законы устойчивые стабильны, повторяющиеся. Повторяемость закона есть одна из его характерных черт и особенностей.
Особенность законов - их способность оставаться незыблемыми при соответствующих преобразованиях - и означает их инвариативность относительно определенной совокупности изменений условий их действия.
Важно отметить, что абсолютной инвариативностью обладают лишь всеобщие законы изучаемые философской наукой, поскольку они носят универсальный характер.
Законы материального мира объективны, и следовательно, не зависят от сознания людей. Законы науки в отличие от этого представляют собой отражение объективных законов природы и общества в человеческом сознании. Они создаются этим сознанием, формируются или выражаются с помощью человеческого - естественного или искусственного языка. В этом смысле они субъективны. Законы науки представляют собой наши знания об объективных законах материального мира и, следовательно, воспроизводят, эти законы с большей или меньшей точностью и полнотой. научные законы - это модели объективных законов. Научный закон является субъективным лишь по своей форме по содержанию же, источнику, из которого они почерпнуты, эти законы объективны. Следовательно, человек не создает научные законы по своему произволу и усмотрению. Он их познает, открывает, а затем уже формулирует. Например, закон всемирного тяготения, открытый И.Ньютоном в 1687 в знаменитом сочинении "Математические начала натуральной философии". Это типичный образец научного закона. Его формула выражает существенную необходимость связь, состоящую в том, что все тела в мире притягиваются друг другу с силой, которая пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Это объективное содержание закона.
Субъективная форма - это словесное или же математическое обозначение, выражающее связь между понятиями (массы, силы, расстояния), в которых наше сознание отображает объективные свойства вещей.
Научные законы - это не сами объективные существующие (связи) действительности, а лишь их отражение в нашем сознании. Адекватны ли научные законы соответствующим объективным законам, которые они отражают?
Важную роль в построении научных законов принадлежит методу идеализации. Сущность, чтобы отобразить в мышлении особенности и свойства объектов возникает необходимость упрощения, огрубления реального объекта и построение (мысленного) так называемого идеального объекта. Простота регулятив научного закона. Идеи простоты развивались в трудах Дж.Бруно, Декарта, Спинозы, Лейбница; французских материалистов Канта, Гегеля, в исследованиях Галилея, Ньютона, Лапласа, Эйнштейна. Например, Ньютон видел обоснование принципа научных построений в том, что "природа" проста и не роскошествует излишними причинами вещей. Лаплас писал, что постоянно разыскивает ту прелестную простоту, которая пленяет нас в сердцах, употребляемых природой.
Тихо де Браге, 20 лет наблюдал за движением Маркса, однако его наблюдения так и остались бы грудой сырого материала, если бы Кеплер не свел эти факты в свои знаменитые 3 закона. Так, дело науки искать за скрывающиеся за фактами законы так как, закон "проще", чем перечь фактов, ибо он представляет собой краткую запись необратимой массы фактов в обобщенной форме. Например, когда Кеплер открыл закон эллиптичности орбит. Все многочисленные сведения, накопленные Браге, были "уплотнены" в первом законе Кеплера и могли быть получены для любого момента времени по формуле закона и начальным условиям.
Эмпирический закон представляет собой связи, зависимости, обнаруженные в процессе наблюдения или в опыте. Например, в астрономии законы Кеплера; в физике - закон свободного падения тел Галилея ; в химии законы Ломоносова - Лавуазье; в генетике - законы Менделя и т.д.
Эмпирический закон - это научный закон, раскрывающий связь между объектами на описательном уровне, который может носить как качественный характер, так и количественный характер.
Ж.Мелье, писал: "все естественное в природе может создаваться естественными законами движения и путем сочетания, комбинаций и модификаций частей материй. Материя содержит в себе оживляющую движущую силу, которая является непосредственной причиной всех законов движения".
Ш.Монтьеслье утверждает, что "законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы".
И так мы видим, что законы природы естественные. Поэтому, естественное развитие личности может происходить только согласно законам природы. Педагогика как социальная наука должна научиться выделять эти законы и использовать их в образовательном процессе для естественного развития ребенка. Личность это естественная органическая система, следовательно, для ее естественного развития нужно использовать только естественные законы или можно их назвать всеобщими законами. Рассмотрим понятия "естественное" и "искусственное".
"Естественное" это те объекты, которые в своем возникновении и развитии детерминированы природой, ее законами, и содержат в себе природное начало".
Понятие "естественное" вообще выражает природное, нечто взятое из природы; обусловленное ее законами, а не вмешательством человека".
Искусственное внутренне противоречиво, ибо оно представляет собой единство противоположностей: естественного (субстратного) и социального (системного).
Искусственное - это материальные образования, сознательно (технически) создаваемые человеком из объектов естественной природы. И на основе присущих ей законов и закономерностей.
Естественные процессы и предметы входят в состав искусственного не в "чисто" природном виде, а в снятой (опосредованной) форме.
Специфика опосредования состоит в том, что человек контролирует, регулирует и направляет эти природные процессы в нужное ему русло в искусственно созданных условиях
Например, химикам долгое время не удавалось раскрыть единство количественных и качественных показателей химических элементов, а без этого невозможно было установить их внутреннею связь и создать их естественную классификацию.
Эту важную задачу удалось решить Д.М. Менделееву, логической основой создания единой системы элементов послужил взгляд Д.М. Менделеева на соотношение качественной и количественной сторон химических элементов. В естественной системе нельзя отдавать предпочтение количественному сходству перед качественным. Следовательно, чем полнее соответствует классификация объективной действительности (отражает действенные связи, законы, и закономерности природы) тем она естественней.
То есть, естественной называется такая классификация, которая соответствует самой природе, принимает во внимание все стороны предметов, их происхождение, изменение и развитие. К этому должна стремится и педагогика, создавая такую классификацию всеобщих законов на основе, которых возможна "осознанная" социализация.
Искусственность познания характеризуется отсутствием объективного, всестороннего изучения природы.
Различие между естественной и искусственной системами состоит в степени их соответствия реальной действительности.
Естественное это:
а) то, что дает природа, одна самостоятельно (до нас, вне нас, независимо от нас)
б) отсутствие какого либо влияния на природу или устранения нашего вмешательства в естественный ход ее явлений и процессов.
в) самопроизвольный и стихийный характер возникновения, становления и развития природы и действия ее законов.
Искусственное это:
а) преднамеренной воздействие людей на природу и сознательное ее преобразование.
б) изменение натуральных предметов, явлений и процессов, приспособление их к практическим целям и потребностям людей - видоизмененная естественная среда.
"естественное" и "искусственное" взаимоопределяются, т.е. одно понятие определяется посредством другого. Естественное есть не преобразованное, существующее в природе независимо от человека, т.е. не связанное с его практической деятельностью.
Искусственное определяется как преобразованное, существующие в зависимости от деятельности людей неестественное, созданное "то чего нет в природе в естественном состоянии" "+искусственное создается в результате относительного верного отражения законов и закономерностей естественного.
В этом плане, естественному принадлежит решающая роль в том смысле, что оно является предпосылкой возможности образования искусственного.
Сущности естественного и искусственного не совпадают. Если первая составная часть природной гармонии, сложившаяся исторически под влиянием естественных факторов и причин, то вторая - неотъемлемый компонент искусственной гармонии созданной человеком.
Естественное в целом развивается по направлению обеспечения природной целесообразности, к чему и должна склонятся педагогика., а искусственное имеет тенденцию к максимальному удовлетворению потребностей, что может привести в педагогику к кризису в процессе воспитания и нравственного развития. хотя искусственное можно использовать в образовательном процессе как коррективу естественного. Но данная корректировка не должна выстраиваться по естественным законам .
Таким образом, когда закон отражает суть самой природы он естественен, следовательно, его использование, например в процессе социализации, способствует объективизации в актуализации потребностей школьника. Для педагогики, важно учитывать основные признаки объективности законов в процессе социализации школьника.
Во - первых, закон есть отношение или связь явлений в процессе социализации. Закон выражает внутренние, существующие связи и отношения. Но не всякое отношение и не всякая связь, в процессе социализация школьника, относится к числу закономерных.
Во - вторых, закон есть устойчивая связь. Ф. Энгельс писал: "движение должно находить свою меру в своей противоположности, в покое" закон не выражает весь процесс, а только сторону, именно момент "спокойного" в бесконечной смене явлений. "Прочное", "остающееся", "идентичное" - вот те предикаты которые делают закон".
В - третьих, закон есть общая связь. Она охватывает не одно явление в процессе социализации школьника, а сравнительно большую группу качеств однородных явлений. Степень охвата определяет меру общности закона. Если, связь носит единичный характер, она не может рассматриваться как закон.
В - четвертых, закон есть необходимая связь. Закон действует всегда, если налицо соответствующие условия. Предотвратить действия закона невозможно. Закон можно использовать для решения тех или иных задач, в процессе социализации и направить его действие в русло, целесообразное школьнику.
В- пятых, закон есть существенная, устойчивая, общая, необходимая и повторяющаяся связь явлений.
Любой закон никогда полностью не реализуется в процессе социализации (например, закон противодействие равное действию) Игнорирование свойств закона как тенденции неизбежно приведет школьника к ошибочным умозаключениям и развивает в нем упрямство.
В педагогике как социальной науке необходимо использовать гносеологические средства для детерминирования уже известных всеобщих законов в процессе социализации. Данными средствами выступают методы: абстракций, идеализации, экстраполяции. Раскроем суть данных методов.
Метод абстракций. Если социализация школьника не сопровождается теоретическими обобщениями, она не может привести к детерминированию всеобщего закона. Целенаправленная практическая деятельность служит естественной основой теоретического синтеза знания.
Чисто эмпирический путь может лишь подсказать школьнику, что существует тот или иной всеобщий закон, но его использование возможно при наличии теоретического синтеза знаний.
Метод идеализации. Идеализация - является одной из форм абстракции, но не сводится к ней. Это следующий этап упрощения, огрубления, схематизации действительности в процессе социализации школьника, что способствует пониманию теоретического синтеза знаний о об окружающей его действительности.
При использовании метода идеализации у школьника происходит отвлечение от отдельных свойств(чувств, мыслей) чередующихся в его сознании явлении и вычленение определенного, интересующего его свойства(чувств, мыслей), которое является доминантой в том или ином детерминируемом всеобщем законе. При этом выделенное свойство(чувства, мысли) рассматривается в предельно развитом состоянии, в котором данное свойство(чувства, мысли) в действительности не осуществляется. Например, идеализацией могут служить всеобщие законы: противодействие равное действию, компенсации и т.д.
Метод экстраполяции. Экстраполяцию также можно широко использовать в процессе социализации школьника. Опираясь на сравнительно не большое число фактов, школьник может делать общий теоретический вывод и распространять данное теоретическое положение на не исследуемые и аналогичные факты. Экстраполяция была применена в 17-18 в в. философами, для того чтобы объяснить с помощью законов механики, логика и механизм, которых прослеживался в явлениях общественной жизни и в личных отношениях людей.
Также экстраполяция применялась при выработке новой математической гипотезы, ведущей к открытию закона, в качестве отправного пункта берется закон известной области явлений, более или менее примирительной к исследовательской области и экстраполируется на неизвестную область.
Из выше изложенного становится понятно, что закон есть фактор рассудочной деятельности и может выступать средством становления синтетического сознания личности по 4 причинам.
1. Законы обобщают разные знания об окружающем мире или фактах сознания, служат для выработки основополагающих принципов систематизации и сведения в единую теорию разрозненных сведений о предметах и явлениях объективной действительности.
2. Законы придают знаниям сущностных характер, помогают раскрыть внутреннею природу вещей, видеть в чередовании явлений глубинные процессы действительности.
3. Законы придают знаниям аподиктический характер, т.е. благодаря законам раскрывается необходимая связь явлений, что в конечном итоге придает научной теории логический строгий характер.
4. Познание законов есть ступень к всестороннему познанию явления, благодаря чему явление не просто фиксируется в мышлении, а постигается в его синтезе.
Динамизм и пластичность всеобщих законов особенно важно учитывать в сфере социального прогнозирования, эту мысль можно найти у В.М.Бехтерева.
В своих работа по социальной психологии, он обращает внимание на то, "что наука не должна довольствоваться одним только описанием подлежащих ее рассмотрению явлений, но обязана выяснить зависимость этих явлений от тех или других условий. Законообразная зависимость одних явлений от других дает возможность предсказывать ход явлений и предсказывать будущее в этом и заключается ценность научного познания.
Так, продолжает В.М.Бехтерев если математик предсказывает делимость или неделимость числа, то он руководится в этом определенной ранее зависимостью. Если астроном предсказывает солнечные или лунные затмения, то это лишь благодаря выясненной зависимости движения планет по закону тяготения установленных Ньютоном.
Если химик может предсказать вперед атомный вес существующего, но еще не открытого тела и до известной степени его свойства, то он опять - таки осуществляет это благодаря выясненной законообразной зависимости, содержащейся в периодической системе Менделеева. Если механик строит новую машину, вперед предвидя ее действие, то он достигает этого уяснением определенной зависимости явлений при соотношении одних рычагов с другими. Точно так же физик может определенно высчитать количество калорий, потребных для согревания определенного тела при данном его объеме, опять - таки руководясь выясненной раньше зависимостью. То же самое мы имеем в известной мере и в биологических знаниях, хотя развитие их далеко не достигает совершенства астрономии, химии, механики и физики".
Поэтому законы, управляющие вышеупомянутыми состояниями материи, - все те же всеобщие законы, они так же точны к человеческим чувствам и эмоциям, как и в отношении силы или материи более низких вибраций.
Особенность всеобщих законов в том, что они не поддаются объяснению. Объяснить фундаментальный закон - значит подвести его под более общие, а следовательно, более фундаментальные законы. Открытие фундаментального закона равно революции в науке. С. Вивекананда о всеобщих законах пишет следующее: " Законом называют стремление целого ряда явлений повториться все наши представления о законе установились в силу ассоциаций. Целый ряд явлений сочетается в нашем уме с другими явлениями в неизменном порядке, и мы немедленно относим все наши восприятия к определенным фактам в нашем уме.
Во внешнем мире идея закона по своей сущности та же самая, что и во внутреннем. А именно - ожидание, что за известным явлением последует другое и что определенный ряд явлений должен повториться. Следовательно, закона нет в природе и, строго говоря, ошибочно утверждать, что притяжение существует в земле или что какой-либо закон объективно находится где-то в природе. Закон-это тот метод, та манера, которыми наш ум воспринимает ряд явлений; весь он содержится в уме. Мы называем законом последовательное или одновременное повторение известных явлений, сопровождаемое убеждением в регулярности их повторения, позволяющим нашему уму обнять общий метод всей серии явлений.
Следующий вопрос, требующий рассмотрения, состоит в выяснении значения всеобщности закона. Вселенная представляет собою ту часть бытия, которая охарактеризована санскритскими психологами термином дэша-каланимитта, или тем, что в европейской психологии соответствует понятию времени, пространства и причинности. Она является лишь частью бесконечного бытия, заключенную в определенную форму, состоящую из пространства, времени и причинности. Из этого само собой вытекает, что закон возможен только в пределах этой условной Вселенной; за пределами ее не может быть никакого закона.
Под Вселенной мы подразумеваем только часть бытия, ограниченную нашим умом; действию законов подвержен лишь мир чувств, который мы можем видеть, ощущать, трогать, слышать, воспринимать разумом, рисовать себе воображением; но за пределами его бытие не может быть подчинено закону, потому что причинность не простирается за границы мира, созданного нашим разумом. Все, переступающее границы нашего мышления и наших чувств, не связано с законом причинности ввиду того, что в области, находящейся за пределами чувств, нет умственной ассоциации явлений, а без таковой ассоциации не может быть и причинности. Бытие, или существование, повинуется закону причинности и подпадает под власть закона только тогда, когда оно облекается в наименование и в форму ввиду того, что всякий закон сутью своей корениться в причинности. Поэтому свободной воли не может быть. Сами эти слова являются противоречием, потому что волю мы знаем, а все, что мы знаем, находится во Вселенной; все же, находящиеся во Вселенной, обуславливается пространством, временем и причинностью. Все, что мы знаем или можем узнать, должно быть подчинено причинности, а то что повинуется закону причинности, не может быть свободным. Оно подвергается влиянию других факторов и становится, в свою очередь, причиной. Единственное средство освободится от рабства состоит в том, чтобы перешагнуть пределы закона и очутиться по сторону закона, по ту сторону причинности".
Человек, склонен рефлексии, к осознанию себя, а рефлексия возможна при условии, что она происходит во времени и пространстве и подчинена причинности, а то, что подвержено закону, закону причины и следствия, не может быть свободно. Следовательно, человек не является свободным от всеобщих законов, всеобщие законы проявляются через человека в социальной сфере на уровне его потребностей, мыслей, чувств.
Исследуя проблему закона, необходимо отметить еще один важный момент в формировании всеобщих законов это то, что всеобщим законом присуща гармоничная слаженность, которая проявляется в принципе "симметрии - асимметрии". Это принцип имеет ключевое значение для понимания как всеобщего так научного закона как мыслящей системы, способной генерировать новое знание.
Сам принцип обосновывается в работах В.И.Вернадского, В.В.Иванова, У.Ю.Лотмана. Под ним понимается следующее определение: "Симметрия может рассматриваться как расчленение некоторого единства плоскостью симметрии, в результате чего возникают зеркально отраженные структуры - основа последующего роста разнообразия и функциональной специфики".
Например, закон всемирного притяжения звучит следующим образом: " Два тела притягиваются к друг другу с силой прямо пропорциональной квадрату расстояния между ними".
Мысленно проведенная по знаку равенства вертикальная линия делит на правую и левую часть. Левая равна правой: и там и здесь представлена сила притяжения между двумя телами. Но не менее очевидно и то, что одна часть не равны другой, левый текст выражает то же содержание, что и правый, но делает это принципиально иным образом.
Принцип симметричности - асимметричности определяя структуру закона природы показывает, что правая часть мысленно отделенная плоскостью равна и не равна правой.
Принцип симметричности - асимметричности не применим к закономерностям. Возьмем для примера "конкретную гносеологическую закономерность обучения": "Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться" здесь также можно мысленно провести симметричную линию, которая разделит закономерность на левую ("продуктивность усвоения знаний") и правую ("потребность учиться") части. Однако эти части нетождественны. Правая часть соответствует только некоторому фрагменту левой части; они в целом различны, поскольку мы не можем сказать. Что "продуктивность усвоения знаний" есть, по сути, то же самое и "потребность учиться". Структура эмпирической закономерности имеет определенно выраженный асимметричный характер, а закон даже если, и не представлен в символической записи и сформулирован при помощи средств естественного языка, делится на две содержательно равные, но функционально различные части. В левой части содержится целостный образ того, что может получить исследователь. Правая часть, составленная из различных и уже известных ему категорий, дает ясное понимание, как может быть найдено искомое понятие.
Закон способен управлять педагогическим мышлением, т.к. он отражен сознанием субъекта, для которого сформировалось ясное понимание того, что именно и в какой последовательности необходимо сделать, чтобы достичь цели, определяемой в нем самом. Скажем, закон всемирного тяготения дает нам знание научной технологии для определения силы притяжения между двумя телами. Основной закон психического развития человека определяет общий способ формирования функций сознания. Функциональная определенность эмпирической закономерности выражена слабо. К примеру: "Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества" в) уровня развития и возможностей педагогической практики". Такой формулировке педагогу не совсем понятно, как он должен поступить и что собственно ему делать с "темпами развития", "потребностями" и "возможностями".
Всеобщие законы при их выделении должны быть тождественны идеальному педагогическому объекту. В переводе от идеального объекта к закону природы происходит качественное развитие сознания педагога. Посредством идеального педагогического объекта мысль субъекта, отдаленная от реальности, зримо представляет предмет своего исследования. Выделяя всеобщий закон, она описывает свой предмет в рациональной системе объективных (принятых в науке) педагогических понятий. Наши исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях показали, что выделение законов природы в педагогической деятельности делает сознание педагога способным видеть ситуацию с позиции синтеза теоретический знаний.
Мнение о том, что познание всеобщих законов происходит научным мышлением не совсем полно, т.к., научное мышление может быть и аналитическим. При таком научном мышлении, всеобщий закон выступает как средство аналитического процесса образования или педагогической мысли. Синтетическое сознание способно не только анализировать те или иные явления, но осознать принцип гармонии в архитектуре всеобщих законов.
Вернемся В.М.Бехтереву, он выделят 23 закона, которые по его мнению работают в социальной среде. Мы считаем, что некоторые из этих законов, выделенные В.М.Бехтеревым, могут быть использованы и в процессе социализации школьника. Перечислим эти законы, содержание которых, на взгляд имеет всеобщий характер, следовательно, они могут быть использованы и как средство становления синтетического сознания школьника в процессе социализации.
Основной закон, на который делает акцент В.М.Бехтерев это закон сохранения энергии. Закон сохранения энергии, открытый Р.Майером, подкрепленный работами английского физика и техника Джоуля и окончательно установленный Гельмгольцем, не требуют пояснений ввиду его общепризнанности и общеизвестности. Суть этого закона заключается в том, что количество энергии в природе состоят по отношению друг другу в определенном отношении эквивалентности (равноценности). Выделение данного закона основывается на энергетической концепции суть, которой состоит в том, что "благодаря двигательной способности организмов, скрытая или внутренняя энергия, возникающая путем превращений из энергий окружающей природы, сама постоянно подвергается превращению в прочие энергии". Если кинетическая энергия или живая сила видимого движения превращается в другую форму энергии и затем эта последняя энергия в свою очередь может быть превращена обратно в кинетическую энергию, то получается та же сумма энергии, которая была употреблена в начале. "Закон сохранения энергии есть просто закон превращения".
То есть, закон не говорит, в чем именно должны состоят различные виды энергии, то поэтому можно было бы смотреть на психическое как на скопление энергии особого рода, которая могла бы иметь свой механический эквивалент.
Поэтому, продолжает В.М.Бехтерев, "физика не нуждается в том, чтобы под энергией понималось непременно нечто физическое, а это уже дает возможность говорить о превращении известных нам видов энергии в психическую и наоборот".
В своих исследованиях по созданию энергетической концепции В.М.Бехтерев, ссылается и на других авторов, которые поддерживаются энергетической точки зрения.
Так, например, русский философ Н.Я.Грот предлагает вести в психологию понятие о психической энергии. Он пишет: " существует ли особая психическая энергия в основе психических процессов и психической деятельности и подчинена ли она закону сохранения энергии наравне с физическими энергиями, входя в общую систему энергий природы, которые со включением в нее энергии психической уже не могут называться (ни одна) чисто физическими, а окажутся все, так сказать психофизическими энергиями (т.е. способными превращаться в психическую форму или просто формами единой мировой энергии).
Профессор Ostwald W. Делает попытку подвести весь мир под понятие энергии. По Ostwald'y реальной можно признать в природе только энергию, представляющую собой единственную величину, открываемую нами в природе, тогда как материя есть не что иное, как продукт нашей мысли". Или далее " материя и сущность есть не что иное, как пространственный распорядок разных энергий и все, что мы говорим о ней, в сущности говорим об этих энергиях.
Ostwald W. Приводит пример, удар палкой производит в нас соответствующее ощущение лишь благодаря энергии удара, сама же палка по Ostwald'y вещь не винная . При ударе о покоящуюся палку мы ощущаем опять - таки различие состояний энергий по отношению нашим чувствующим органом, и вообще все наши органы чувств реагируют лишь на различия энергий между этими энергиями и окружающей средой."
Понятие "психическая энергия" также было использовано и К.Г.Юнгом в работе " О психической энергии и сущности снов".
Леобрант в книге "Психическая энергия" прописывает причины и методы развития "психической энергии" в человеке. Исходя из учения "Живая Этика" психическая энергия есть великий АУМ. Индусский философ Свами Вивекананда в своей книги "Бхакти - Йога" говорит: "АУМ есть самое священное из всех священных слов, что этим словом создана Вселенная, и оно является матерью всех имен и форм. Для создания Вселенной и приведения хаотического состояния материи в проявленную форму необходимо два фактора - имя и форма. Так, вся Вселенная построена по одному и тому же плану, то все, что существует во Вселенной, имеет форму. Имя, или идея, есть внутренняя сущность, а форма есть видимая внешность. Объединяющий их символ есть АУМ."
Выше приведенные авторы по своей сути не противоречат друг другу. Например, Ostwald W все в мире подводит под понятии энергия или Н.Я. Грот говоривший о мировой энергии и Свами Вивекананда утверждающий, что все есть великий АУМ, наконец в учение "Живая Этика" однозначно сказано, что психическая энергия есть великий АУМ.
Беря во внимание, что в мире существует некая энергия, которую условно назвали психической, мы вернемся к В.М.Бехтереву, а именно к его энергетической концепции и "вопросу о природе нервного тока".
Реализуя основной закон диалектики отрицания отрицания мы углубим понимание понятия "психическая энергия", т.к., на наш взгляд, осознание данного понятия и как следствие и актуализация закона сохранения энергии имеет огромное значение для развития теоретической педагогики.
Не углубляясь в физиологию и концентрируясь на главном, мы выявим суть данного вопроса. Основываясь на электрической гипотезе и знаменитых исследованиях Du Bois Reymond'a нервная ткань является не только проводником, но и огромным собирателем животного электричества, причем вообще все процессы, разыгрывающиеся в нервной системе, обязательно сопровождаются электродвигательными явлениями. В этом отношении особый интерес представляют работы профессора Сеченова и профессора Вериго, Введенского Н., Тарханова Н.Р. результаты их исследований так же показали, что нерв приспособлен передавать по своему притяжению молекулярное колебание определенного типа.
Следовательно, человек как органическая система, в которой возможна передача "молекулярного колебания определенного типа" способен иметь некую энергию. Имея эту некую энергию, "человек является, в сущности, аккумулятором энергии, которая приобретается частью уже вместе с зачатием и плодоношением, впоследствии же при посредстве вводимой пищи и воспринимающих органов как трансформаторов внешних энергий. В свою очередь, запасная энергия переходит в кинетическую и молекулярную работу при сокращении мышц и отдельных желез. При таком взгляде на дело не может быть сомнения в том, что к человеческой личности, как и ко всякому живому существу, вполне приложим закон сохранения энергии, ибо если бы в этом отношении существовало какое - то отступление от закона сохранения энергии, то закон перестал бы быть всеобщим и, следовательно, утратил, свое значение всеобщего закона."
Далее Бехтерев В.М. обращает внимание еще на один интересный момент, который важен для педагогики. " Можно сказать, пишет он, что в течение своей жизни человек, рассеивает свою энергию среди близких и не близких ему лиц, которые в свою очередь, передают приобретенное другим, а те - третьим и так далее до пределов человеческих взаимоотношений, причем в претворенном виде это влияние личности на других себе подобных, в свою очередь, будет воздействовать на саму личность, первоначально давшую толчок к воздействию на других. В собирательной человеческой личности все взаимно- связаны друг с другом, и нет ни одного происшествия, которое не отразилось бы в той или иной мере всюду это доказано теоремой Белла. Один подвиг вызывает преемственно другой подвиг, и одно преступление влечет за собой другое преступление.
По убеждению В.М.Бехтерева и мы с ним полностью согласны, "Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях. Естественный вывод отсюда, что человеческая энергия, как всякая энергия, не увеличивается и не уничтожается, а лишь переходит в другие формы энергий или работу. Ясно, что и по отношению к собирательной личности или коллективу необходимо иметь ввиду тот же самый закон сохранения энергии."
Свами Вивекананда, размышляя над данной проблематикой, говорит; " Новейшая физика доказала, что сумма энергии во вселенной есть величина совершенно постоянная, что энергия существует в двух видах: она становится потенциальной, ослабевает и успокаивается; затем опять начинает обнаруживаться, проявляясь в виде всевозможных сил, опять возвращается к спокойному состоянию и опять проявляется.
Закон сохранения энергии, на наш взгляд, всеобщий закон, т.к., если отрицать его всеобщность, то и другие законы, например, закон тяготения и отталкивания, компенсации и т.д., не имеют место быть природе. Все мировые законы, выражают в себе проявление в разных условиях одну и ту же энергию, в нашем случае мы называем ее психической.
Принимая во внимание вышеизложенное, встает вопрос о синергетическом взгляде на мир. И. Пригожин указывает, что случайность, отдельные малые флуктуации вблизи моментов бифуркации могут играть существенную, определяющую роль в судьбе системы. И. Пригожин называет неустойчивостью состояние системы вблизи точки бифуркации. Когда система совершает "выбор" дальнейшего пути развития. По его словам, флуктуации представляют как механизмы, "запускающие" неустойчивости.
На уровне математического описания бифуркация означает ветвление решений нелинейного дифференцированного уравнения. Физический смысл бифуркации таков: точка бифуркации - это точка ветвления путей эволюции открытой нелинейной системы.
Действительно, если все в нашем мире подвержено определенным законом, то с точки зрения классической науки, узнав место нахождения и скорость всех частиц в мире, можно предвосхитить будущее. Ненужно упускать из виду и "эффект бабочки", когда например, взмах крыльев бабочки в неустойчивой системе может вызвать бурю, изменить погоду в огромном регионе. Все это происходит в результате того, что мы незнаем точно положение только одного из атомов или знаем, скажем, его с ошибкой в одну миллиардную. Тогда, если он столкнется с другим атомом, неопределенность в знаниях его координат после столкновения возрастает. Следовательно, малые причины приводят к большим следствиям.
На наш взгляд, в точке бифуркации происходит "борьба" условий, которые в свою очередь способствуют проявлению необходимости того или другого всеобщего закона. Закон работает всегда, но при определенных условиях. Значит, атом меняет ход своей траектории, так же под воздействием неких сил или условий на ту систему, в которой он находится.
Исходя из того, что условия, в которых находится система уже изменились, но эти изменения не осознаны нами, то мы ждем определенного результата от системы при известных нам условиях. Естественно ожидаемого результата мы не получаем.
Человек сложная органическая система и изменения происходящие в этой системе рассмотреть со стороны представляет огромные трудности. Особенно это сложно сделать педагогу, чья профессиональна деятельность направлена на воспитание, социализацию детей. Тем неимение, педагогика ставит своей задачей, изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание и социализацию. Соотношение закономерности и закона состоит в том, что закономерность - соответствует синтезу многих законов. Закономерность показывает внешнее проявление закона, а сам закон раскрывать внутреннюю суть явлений.
Мы считаем, что развитие педагогической науки подчинено тем же всеобщим законам, которые присущи процессу познания природных явлений т.к. человек часть природы.
Следующий закон, выделенный В.М.Бехтеревым и который так же возможен и для педагогики, это закон пропорционального соотношения скорости движения с движущейся силой. Этот закон является законом общего значения, приложимого не к одному только неорганическому миру, но также и к миру органическому и надорганичскому. В органическом мире всякая функция может подвергаться ускорению зависимости от особых возбудителей и пропорционально их силе и соответственно направлению их действия. Работая с детьми, педагог имеет дело с замкнутой системой, в которой большей частью предопределено направление действия той или иной функции, а равно и пределы ее развития, чем и ограничивается применение этого закона. В соотносительно деятельности, как мы знаем, раздражение идет пропорционально силе возбуждения до известного предела, когда наступает истощение функции, которое представляет уже начало разрушения системы. Что касается возбуждения, то оно обуславливается строением движущих органов и, следовательно, может происходить только в определенном направлении. Но и возбудитель в таком случае только тогда является возбудителем, если он имеет ту же сторонность, вследствие чего и здесь этот закон не терпит какого - либо нарушения. Например, патриотическое воспитание возникает под влиянием условий военного времени естественным путем, но в мирное время развитие патриотизма требует создание искусственных условий, что сказывается на качестве развития этого чувства. То есть, при создании естественных условий данный закон имеет свою необходимость. Чем меньше естественности в создании педагогических условий, тем хуже "работает" всеобщий закон. Методы педагогической деятельности, при помощи ко торых должны создаваться естественные условия проявления закона пропорционального соотношения скорости движения с движущей силой, способствуют достижению ожидаемого результата. Педагогическое мастерство заключается как раз в том, что не педагог должен актуализировать этот закон, а ученик обязан сам искать те методы, приемы, а возможно и технологии, которые будут естественными "возбудителями" его психических функций, черт характера.
Таким образом, выбор педагогических методов должен производить ученик, а педагог должен ознакомить воспитанника с ними и способствовать их естественному выбору.
Закон психического магнита (тяготение и отталкивания) В.М.Бехтерев доказывает, что закон тяготения имеют силу не для одной только механики небесных тел и неживой природы вообще, но и для мира растений и животных, а также и для социальной среды. Детский коллектив эта та же социальная среда.
Возникновение детских коллективов обязано закону тяготения, причем объединения в коллективы происходит в одном случае благодаря сходству индивидов в отношении настроения, характеров, убеждений или устремлений, в другом случае благодаря объединению несходных, но взаимодополняющих друг друга индивидов, образующих благодаря этому нечто цельное.
Закон противодействия равного действию. Речь идет о законе, по которому общественные движения, проявляемые различными социальными группами при условиях взаимоотношения последних друг с другом, противоборствуют одно другому таким образом, что нарастание одного общественного движения вызывает стремление к противодействию со стороны другого общественного движения, ему противоположного. Например, сильное развитие национализма дает толчок к развитию социализма, и, наоборот с другой стороны сильная власть приводит к усилению оппозиции.
В нравственном воспитании, развитие в человеке, тех или иных нравственных потребностей, мотивов, чувств способствует актуализации противоположных качеств. Нарастание одного нравственного качества вызывает стремление к противодействию со стороны другого, противоположного ему.
Например, если ученик развивает в себе такие качества как спокойствие, сдержанность, то в своем сознании он постоянно выделяя их детерминирует вспыльчивость, раздражение. Поэтому, школьник, развивая одно положительное качество в своем характере будет усиливаться и ему противоположное. Для эффективного самосовершенствования необходимо знать данный закон и использовать его для эффективного нравственного развития.
Данный закон проявляется и в таком качестве как упрямство. Упрямство у детей и подростков развивается из - за того, что взрослые не видя в социальной жизни закона противодействия равного действию навязывают им свое мнение, решение. Не желая понять, что на их действие у детей, подростков свое противодействие. Постоянное нарушение закона приводит к закреплению данного качества - упрямства.
Закон подобия. В механике имеется теорема, по которой две геометрические подобные системы, но различные по своим размерам, будут всегда иметь геометрические подобные движения, вследствие чего при всевозможных смещениях они остаются себе подобными.
Это теорема естественно вытекает из закона подобия, который может быть прослежен также и через органический мир. Так, мы знаем, что благодаря сходству основного состава живого вещества протоплазмы и все основные функции, (такие) как функции питания, дыхания, и обмена, представляются подобными. Везде и всюду в органическом мире удерживается общее строение организмов в виде клеточных колоний с меньшей центальзации частей тела. Химические процессы , в свою очередь, представляются общими для всех вообще организмов. Наконец, онтогенетическое развитие организмов происходит по одному общему плану, воспроизводя все формы филогенетического развития."
В педагогике закон подобия можно проследить в многогранности детского коллектива. Закон подобия в детском коллективе проявляется в подражании.
Подражание, по существу, является естественным следствием и дальнейшим развитием процесса репродукции, ибо всякая репродукция есть самоподражание или подражание однажды произведенному акту, причем испытанные однажды мышечные раздражения оставляют известный след, который оживляясь, дает толчок к новым действия подобного же рада."
Что касается детей и подростков, то подражание идет здесь на каждом шагу. Дети подражают один другому. Крик одного вызывает крик других детей. На подражании основано и все развитие человеческой речи, жестов и отчасти мимики. Все воспитание, образование детей основано на подражании " делай как все", "делай как я". Дети и подростки выделяя лидеров в своих социальных группах подражают им, все неформальные детские организации создаются по закону подобия и закону противодействия равного действию. Педагоги обязаны учитывать механизм и условия актуализации этих законов.
Закон ритма. Закон цикличности. В сущности ни один вид энергии не обходится без колебательного движения. Движение небесных светил, как и движение атомов и молекул, имеют свои циклы; органическая природа также проявляет функции роста и размножения и циклическим характером. Система кровообращения, дыхания и обмена, сон и бодрствование имеют свои фазы и свои циклы.
Смена настроения, возбуждение и угнетение вследствие усталости, и другие аналогичные явления характеризуют эту периодичность в проявлениях соотносительно деятельности отдельных лиц.
Любой коллектив имеет свое зарождение, развитие период расцвета и затем период последующего упадка.
Закону ритма огромное внимание уделяется в философии. Так, в "Учении храма" мы читаем, "Основное различие между циклическим законом и законом ритма заключается в различии направлений, или курсов, по которым конкретная энергия или объект устремляется для достижения намеченной цели. Циклический закон направляет определенные формы энергии по кругу; закон ритма заставляет различные виды материи совершать колебательные движения и устанавливает этому движению определенные границы. Циклический закон направляет энергию в нужные каналы кругового движения; закон ритма направляет течение силы и субстанции внутри этих каналов.
Лучшую иллюстрацию действия закона ритма мы имеем в музыке. Циклический закон управляет темпом; закон ритма управляет длительностью пауз между нотами. Циклический закон определяет продолжительность жизни человека; закон ритма управляет качествами, активными в паузах между определенными изменениями в этой жизни. Например, между детством, юностью, средним возрастом, старостью. Ритмический закон управляет дыханием путем воздействия на клетки дыхательного центра, заставляя их двигаться в зад и вперед. Циклический закон управляет течением элементов воздуха, вдыхаемого легкими, а также движением кровяного потока, входящего и выходящего из сердца; и он исполняет это так же совершенно, как направляет курс планет по орбите вокруг солнца".
Интересный пример, подчеркивающий актуальность этих законов описан в биологии: "Когда человек при помощи искусственного освещения превращает ночи в дни для развлечения или тяжелого труда, то в результате он неизбежно будет страдать, ибо это противоречит законам природы. При закате солнца физическое тело впадает в той или иной степени в коматозное состояние, так как в его атомах начинает действовать энергия сжатия. И если человек противопоставляет свою волю управляющему движением закону природы в то время, когда его тело подчинено сокращающим силам солнечного цикла, то он выводит все свое тело из состояния гармонии.
В таком случаи силы притяжения и отталкивания вступают в его теле в борьбу и каждая старается одолеть другую. В результате ни одна из них не может выполнить своих естественных функций, вследствие чего растачивается огромное количество энергии сцепления, или соединяющей силы, исходящей из сердечного центра при естественной циркуляции жизненных токов.
Закон синтеза. Сущность закона синтеза заключается в следующем. Синтез двух или большего числа "противоположных" спектров данных дает новый спектр, который будет истиннее каждого из исходных. Синтезированный спектр может быть приложим на большем числе уровней реальности, будучи не компромиссом, а чем-то новым и большим.
Закон синтеза можно увидеть в неорганической природе везде и всюду, где образуется система тел, где мы имеем дело с подвижным равновесием сил, и всюду там, где образуются сложные химические соединения. Органический мир так же подчинен закону синтеза. Сам организм есть синтез, интеграция клеток в форме тканей, интеграция химическая с помощью крови и соков. Разве все это не форма синтеза разных отправлений в целях интересов целого, его жизнедеятельности и самосохранения.
Во всяком коллективе идет процесс синтеза на ряду с дифференциацией, ибо уже разнородная первоначально толпа вскоре становится однородной, сплачиваясь все теснее и теснее вокруг одной общей цели. В каждой коллективе непременно возникает согласованность или гармония ее частей и общность стремлений, которые являют собой доказательства начавшегося обобщения.
Благодаря закону синтеза длительное существование коллектива из бесформенного становится оформленным, из нешаблонного - шаблонным, из беспорядочного - упорядоченным, из неорганизованного - организованным.
Реализация закона синтеза в коллективе делает его членов "единоидейниками". Хоровое пение, коллективные танцы способствуют актуализации закона синтеза. То есть одна и та же цель как основной раздражитель возбуждает здесь целый ряд лиц, которые вследствие этого становятся близкими друг другу и объединяются, осуществляя закон синтеза.
Закон компенсации. Всякое движение или какая - либо другая форма энергии, встречая то или другое препятствие для своего проявления, замещается другими движениями или другими формами энергии, представляющими в сущности тот же род движения. Закон компенсации является прямым следствием закона сохранения энергии.
Так, сексуальные потребности замещаются нередко художественными или религиозными исканиями и наоборот. На законе компенсации основан метод сублимации при лечении общих неврозов. У глухонемых детей развита сильно наблюдательность, т.к. они постоянно читают с губ и общаются жестами. Дети, которые плохо видят, например со слабой и средней степенью близорукости, развит слух и воображение.
Закон инерции. В числе других законов коллективной жизни необходимо признать существование закона инерции, общего для всей природы. Под ним мы понимаем закон, которому подчиняется все вообще общественные движения. Благодаря этому закону всякое общественное движение, раз развившись, имеет тенденцию распространятся в ширь по всему коллективу, увлекая за собой все больше и больше количество индивидов. Это напоминает своего рода снежный ком, который растет беспредельно вместе с тем как он движется в соответствующей среде.
Закон инерции приводит к тому, что все раз достигнутое, осуществляется при повторении того же раздражения, приводящем к развитию навыка и упражнения. Закон инерции сильнее действует там, где жизненные условия приводят к изолированности + и к большему единению в его среде. Консерватизм относится к проявлению закона инерции, как все предрассудки, подчинение авторитетам, совершение обрядов, и косность народных масс.
В педагогике закон инерции проявляется в привычках, стереотипах детей, обычаях, традициях.

Содержание Предыдущее Дальше