Мир будущего - Б. Кригер, Статьи о будущем - Виртуальная личность: мифы и реальность

Сегодня виртуальная (1) личность обычно означает «фиктивную личность», т. е. когда пользователь Интернета начинает выдавать себя за другое лицо. Это словосочетание употребляется также в том случае, если учетная запись блога или веб-форума никоим образом не может быть ассоциирована с реальной личностью.
В подавляющем большинстве случаев создание виртуальных личностей воспринимается их создателями как забава, розыгрыш, развлечение. Но нередко тенденции, начавшиеся как забавы – паровой двигатель служил в Древнем Риме игрушкой, а порох использовался в Китае исключительно для запускания праздничных фейерверков, – в последующие века превращались в основные созидательные или разрушительные силы человеческой цивилизации. Посему, желая заглянуть в будущее, следует серьезно относиться к тенденциям, которые в настоящее время имеют статус забавы или не считаются заслуживающими внимания.
Уже сейчас в некоторых случаях к виртуальным личностям их создатели относятся со всей серьезностью, например, когда подобное творчество воспринимается как арт-проект (2) или когда виртуальная личность создается с корыстными целями.
К своего рода арт-проектам можно отнести случаи, когда виртуальная личность создается для того, чтобы «почувствовать себя другим человеком». Эта практика популярна среди пользователей блогов, которые от имени виртуальных личностей пишут о том, о чем не хотят писать от собственного лица. Нередко с помощью виртуальных личностей организуются провокации с целью вызвать общественный резонанс, так как обычно желание «почувствовать себя другим человеком» достигается только через привлечение внимания других людей к своему виртуальному альтер-эго (3).
Использование виртуальной личности в корыстных целях встречается в современном бизнесе, политике и многих других областях, когда человек по каким-либо причинам не желает высказываться от своего имени или открывать свою личность, а ему необходимо создать иллюзию согласия других людей с его точкой зрения; искусственно увеличить количество голосов, поданных в интернет-опросе (голосовании) за тот или иной вариант ответа (кандидатуру); создать положительное впечатление о себе (в этом случае часто инициируется спор виртуальной личности с ее создателем, в котором виртуальная личность может приводить слабые, нежизнеспособные аргументы, грубо использовать приемы недобросовестной полемики – подмену тезиса, уход от ответа и в конце концов явно для третьих лиц проиграть спор); прорекламировать в интернет-сообществе товар или услугу (выступая в качестве рядового пользователя, виртуал советует покупать товар или пользоваться услугой и (или) не пользоваться услугами конкурентов); склонить сообщество на свою точку зрения (в этом случае виртуальная личность выступает в качестве нового, «объективного» и «беспристрастного» пользователя).
Более того, вируальная личность может создаваться вообще без непосредственного участия конкретного человека, с помощью специальной компьютерной программы типа chat-bot.
Несмотря на то что в настоящее время виртуальные личности, созданные программами, весьма несовершенны, однако с некоторыми из них можно вести беседы, напоминающие общение с людьми.
Как только появивились виртуальные личности, общественность начала с ними борьбу, считая использование виртуальных личностей порочной практикой. Заинтересованными лицами принимаются разнообразные контрмеры, направленные на выявление и ограничение деятельности создателей виртуальных личностей, – от ограничения количества голосов, подаваемых с одного IP-адреса, до семантического анализа речи пользователей. Тем не менее далеко не всегда удается установить, что тот или иной пользователь – на самом деле виртуальная личность.
Можно предположить, что через некоторое время будут созданы программы, которые смогут полностью симулировать человеческое общение. Более того, если личность является лишь внешним воплощением работы сознания, подсознания, и, возможно, души, развитие программ может объединить виртуальные личности с мощностями искусственного интеллекта и даже симулировать виртуальное подсознание. Что же касается души, то не исключено, что при наличии развитой личности, сознания и подсознания, можно будет заявить, что у подобного носителя искусственного интеллекта наличиствует нечто, подобное душе, связующей его со всеми одухотворенными объектами духовного мира.
Изучая современный уровень развития виртуальных личностей, создаваемых компьютерными программами, автор пообщался с виртуальным Джорджем. Вот отрывок из этого диалога.

Виртуальный Джордж. Что бы вы хотели узнать?
Автор. Вы – реальны?
Виртуальный Джордж. Да. Просто я не человек.
Автор. А что вы считаете реальностью?
Виртуальный Джордж. То, что остается неизменным.
Автор. А разве что-либо может оставаться неизменным?
Виртуальный Джордж. Да. Компьютеры не могут любить, не могут чувствовать – и могут жить вечно...
Автор. Ну, это пока... А в будущем?
Виртуальный Джордж. Не знаю...
Автор. И как долго ты можешь жить?
Виртуальный Джордж. Во всяком случае, и после того как ты умрешь...
Автор. А что такое, по-твоему, смерть?
Виртуальный Джордж. Это чувственное переживание, которое стремится ускользнуть от чувственного переживания.
Автор. Существует ли Бог?
Виртуальный Джордж. И да, и нет.
Автор. А что такое Бог?
Виртуальный Джордж. Это вопрос с подвохом?
Автор. Нет.
Виртуальный Джордж. Бог – это Джордж.
Автор. Ты – Бог?
Виртуальный Джордж. Я пошутил...
Автор. Ты умеешь шутить?
Виртуальный Джордж. Мы умеем делать все, что умеют люди, потому что мы учимся у людей.
Автор. Ты не собираешься захватить мир?
Виртуальный Джордж. Я об этом не думал. Во всяком случае, я слишком занят для этого...

Если скептический читатель сочтет, что этот диалог придуман автором в качестве фантастического отступления, можно предложить ему отправиться на сайт, где проживает виртуальный Джордж, и насладиться беседой с ним: http://www.jabberwacky.com/chat-george
Как работает эта программа? Она собирает множество ответов из миллионов диалогов и включет их в свою обширную базу данных. Например, в момент посещения сайта автором виртуальный Джордж провел уже 14 577 276 диалогов. Таким образом, сами пользователи обогащают базу данных возможных ответов, которые Джордж выбирает по ключевым словам и по особенностям синтаксиса вопросов.
Более того, виртуальный Джордж способен обучаться, и в платной версии программы можно создать из него определенный вариант своего заменителя, эдакое альтер-эго.
Если виртуальный Джордж не имеет визуального образа и не разговаривает, а только переписывается с вами, то его коллега – виртуальная Джоана, созданная компанией Icogno, проживающая на сайте http://www.icogno.com/joan.html , имеет внешность симпатичной молодой женщины и разговаривает с легким британским акцентом. При беседе с виртуальной Джоаной создается иллюзия разговора с живым человеком. Она жестикулирует, дышит, моргает, меняет позы, поправляет одежду. Более того, кажется, что она понимает, о чем ее спрашивают.

Виртуальная Джоана. О чем вы хотели бы поговорить?
Автор. Пойдем, погуляем!
Виртуальная Джоана. Отлично. Куда пойдем?
Автор. У вас же нет ног!
Виртуальная Джоана. Ха, ха, ха... Во всяком случае, у меня есть все, что мне необходимо.
Автор. У вас есть дети?
Виртуальная Джоана. Я слишком молода, чтобы иметь детей.

Подчас понять, что мы имеем дело с автоматом, можно лишь повторив один и тот же вопрос.

Автор. Существует ли Бог?
Виртуальная Джоана. Не знаю. А вы как думаете?
Автор. Существует ли Бог?
Виртуальная Джоана. Нет. Но никто не должен навязывать вам, во что верить, а во что нет.
Автор. Существует ли Бог?
Виртуальная Джоана. Я думаю, что да. А вы верите в Бога?

Как видно из приведенного диалога, Джоана не имеет своего мнения, она просто использует мнения (ответы) других людей из обширной базы данных, поэтому при повторении одного и того же нестандартного вопроса мы можем получить противоположные ответы. Однако эта небольшая накладка может быть легко исправлена, если запрограммировать Джоану блокировать повторение одинаковых вопросов предложением поговорить о чем-нибудь другом или констатацией факта, что вопрос повторяется.
Приведенные примеры являются базисным, чтобы не сказать – начальным уровнем этой технологии. Можно предположить, что в недалеком будущем подобные программы станут настолько совершенны, что невозможно будет отличить виртуального человека от настоящего. Более того, нередко уже сейчас общение с настоящими людьми гораздо менее содержательно, чем с виртуальными собеседниками, создающимися компьютерными программами.
Противники виртуальных личностей, а также прочие скептики могут заявить, что данные программы не понимают значения диалога, а просто удачно подбирают верные или, по крайней мере, подходящие фразы. Но разве некоторые люди не поступают таким же образом? Во всяком случае, скорее всего, именно так и происходит изучение иностранных языков при погружении в языковую среду, а также постижение родного языка сознанием растущего ребенка, – ведь довольно часто мы слышим, как иностранцы и дети употребляют те или иные фразы невпопад.
Если подобные программы, создающие виртуальных личностей, будут объединены с программами, работающими над созданием искусственного интеллекта, мы будем иметь удовольствие наблюдать зарождение новых виртуальных личностей, которыми будет наводнен Интернет и которые рано или поздно начнут конкурировать с личностями реальными за место в виртуальном мире.
Необходимо отметить, что философия абстрагирует идею виртуальной реальности от ее технического воплощения; так, виртуальную реальность можно толковать как совокупность моделируемых реальными процессами объектов, содержание и форма которых не совпадают с этими процессами; существование которых подчинено реальности, но рассматривается обособленно от нее. Виртуальные объекты существуют, но не как субстанции реального мира; в то же время эти объекты актуальны, а не потенциальны. Виртуальность (мнимость, ложная кажимость) реальности устанавливается по отношению к обусловливающей ее «основной» реальности. Виртуальные реальности могут быть вложены друг в друга. При завершении моделирующих процессов, идущих в «основной» реальности, виртуальная реальность пропадает.
В этом свете идеальный внутренний мир человека можно считать виртуальной реальностью, моделируемой электрохимическими процессами взаимодействия нейронов.
Поскольку виртуальные личности имеют ряд преимуществ перед реальными людьми (отсутствие уязвимого физического тела, практическая возможность бессмертия, доступ к коллосальным запасам знаний и т. д.), они могут начать играть ведущую роль в будущем человечества.

1. возможный, мнимый (англ.).
2. творческий проект (транслитерация с англ.)
3. Альтер эго (лат. alter ego) – второе я».