Мир будущего - Основные статьи - Принципы разумного человека
В данной статье будет сказано не столько о принципах общества, сколько о принципах разумного мировосприятия, принципах, которые должны существовать на уровне личности. Всё же, поскольку это первая статья в данном разделе, несколько слов о принципах в целом. В общем случае вопрос о принципах не так прост, поскольку принципы не существуют сами по себе, принципы вырабатываются на основе ценностных стремлений человека, с одной стороны, как средство для решения возникающих перед ним задач, преодоления трудностей, с другой. Многие принципы нелегко даются личности и человечеству, их осознание (и вообще, осознание необходимости принципов) приходит после длительных периодов хаоса и трудностей, революций и войн, экономических кризисов и крушения цивилизаций. Некоторые люди, смотрящие на мир объективно, склонны объяснять все негативные явления в обществе внешними факторами, материальными, другие же люди, проповедующие решение всех проблем через религию и самосовершенствование, склонны объяснять их тем, что люди плохи и недостаточно развиты духовно, но - так или иначе, любой человек воспитывается так, что привыкает решать любые проблемы определёнными методами и верить в силу определённых паттернов поведения, впитывая зачастую те примеры, которые видит перед собой в обществе и шаблоны поведения, замечаемые им у других. Было бы наивно, к примеру, считать, что если самопровозглашённая "элита" погрязла в разграблении страны и разврате и ежедневно демонстрирует всем своё аморальное и наглое поведение, попирая законы и принципы справедливости, основная масса народа может быть воспитана на принципах патриотизма, любви к ближнему и уважении к закону. Следовательно, в данной ситуации, чтобы не допустить уничтожения страны, мы должны заботиться прежде всего об изменении принципов, по которым живёт наше общество, и с которыми будут сверять свои действия все его граждане, в т. ч. заставить соблюдать их власть и представителей бизнеса, погрязших в разврате, без чего никакая духовность и никакое повышение жизненного уровня не принесёт эффекта. Людей, которые верят в принципы и руководствуются ими, часто считают идеалистами, обыватели видят в них помеху своему эгоистическому безмятежному существованию, их недолюбливают власть и религозные деятели, но именно идеалисты всегда спасают людей в эпоху кризисов, проводят великие реформы и устраивают революционные перемены в обществе. Они, в отличие от всех, понимают, что без идеалов и принципов общество существовать не способно, и ведут за эти принципы борьбу, жертвуя зачастую и личной выгодой и безопасностью.
Здесь перечислены только некоторые принципы, и я расскажу о них кратко, более полное описание принципов требует значительно более глубокого рассмотрения всех описываемых вещей. 1. Принцип свободы О свободе уже шла речь в статье "Что такое свобода", опубликованной раньше на этом сайте. В ней шла речь о связи свободы и разума и стаивилась цель показать зависимость свободы, т. е. возможности реализации человеком этого атрибута от количества знаний, котрыми он обладает, определить свободу как возможность для человека сделать осознанный выбор, и делать эти осознанные выборы постоянно, на протяжении всей жизни, отдавая себе отчёт о последствиях для него выбирания того или иного варианта, понимая, что теряет и чего достигает он этим выбором. Свобода есть внутреннее качество, с одной стороны, свобода есть принцип, с другой, когда человек не только совершает внутренний выбор и ценит его возможность, но и уверен в своём праве на выбор, на отстаивание и реализацию некой альтернативы, основанной на его собственных идеях и убеждениях, кроме того, этот человек уверен, что свобода - есть неотъемлемое право каждого. Что есть принцип свободы и почему он не выполняется в современном обществе? Для разумного человека свобода, ещё раз повторим, - это возможность поступать сообразно своим убеждениям. Доупстим, что мы живём в самой свободной и демократической стране США, которая нам соблюдение всех личных свобод гарантирует и т .п. (точнее, делает вид, но это неважно). Допустим, принимается решение о вводе войск в Ирак, которое я считаю абсурдным. Я могу выйти на улицу и принять участие в ритуальном шествии со сжиганием чучела Буша и т. п., но это ничего не даст. Если же я предприму какие-нибудь более активные действия, или откажусь платить налоги, чтобы на них не финансировали войну, меня объявят преступником и посадят в тюрьму. Точно так же меня посадят и в России, если я активно начну противодействовать политике власти. При этом, совершенно очевидно, что при декларируемой якобы демократии, как здесь, так и там реально решение принимают кучка влиятельных людей в своих интересах, т. е., общество США, решая отправить войска в Ирак, финансируя войну, участвуя в войне и т. п., выполняет волю владельцев каких-нибудь нефтяных компаний, которые желают получить прибыль из захвата иракских месторождений, а граждане США поневоле вынуждены принимать участие в его, этого решения, реализации. Можно ли это обозначить как свободу? Крайне сомнительно. Итог: если общепринятые нормы и накладываемые обществом условия расходятся с твоими убеждениями, и ты уверен, что прав, действуй согласно убеждениям и пошли общепринятые нормы и их защитников нафиг. 2. Принцип справедливости
В древнеиндийской философии упоминается о законе кармы. Согласно нему, все дела, совершаемые человеком, обязательно повлияют на его последующую судьбу, и ни одна совершённая гадость не останется безнаказанной. В христианстве есть похожая формулировка "не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, тем и будете судимы, и какою мерою меряете, такой и вам будет меряно". Христианство - религия эмоционально мыслящего общества, поэтому оно не призывает людей судить судом справедливым или мерять правильною мерою, а призывает вообще не судить, ибо эмоционально мыслящие справедливо судить не способны. Скорее, напротив, судить способны они лишь субъективно и несправедливо. Почему? Эмоционально мыслящий не способен к объективному рассмотрению. Эмоции помимо воли искажают его восприятие, заставляя его принимать не правильные, а выгодные, более соответствующие его склонностям, предрассудкам и т. п., чем истине, решения. Эмоционально мыслящий не способен использовать какие-либо критерии универсально, все его оценки и суждения превращаются в проявление двойных стандартов. Справделиво можно судить лишь разумом, но не эмоциями. Именно поэтому эмоционально мыслящие, погрязшие в христианстве и близких ему мировоззренческих настроениях, призывают к милосердию, но не к справедливости. "Давайте простим преступника и не будем его судить - бог накажет!" Бог, конечно, накажет, но поскольку человек создан по бога образу и подобию, то должен также стремиться к уменьшению зла и страданий в мире. Способствует ли такому уменьшению позиция т. н. милосердия? Безусловно, нет. Эат пассивная позиция, когда человек самоустраняется от решений и прячет голову в песок, подобно страусу, перекладывая всё при этом на бога, безусловно, способствует только увеличению зла и страданий в мире. Преступным может быть не только деяние, но и наоборот, недеяние. Преступник кого-нибудь убил, мы его отпустили и не стали судить, он, уверившись в своей безнаказанности благодаря вашему милосердию, ещё кого-нибудь убил и т. п., т. о. в происшедшем наряду с долей совершённого им зла есть и доля вашего зла. Кроме того, своим милосердием вы и самому прощаемому вами причиняете зло. Допустим, преступник совершил мелкое преступление, и вы не стали его судить, и не дали по рукам. Преступник продолжил свои деяния и кого-нибудь убил, в результате чего получил пожизненный срок, а может, его поймала толпа и сбросила в колодец. Получи он в своё время по заслугам - возможно и избежал бы такой печальной участи. Т. о., милосердие не ведёт к уменьшению зла - к уменьшению зла ведёт лишь справедливость. Итог: не кто иной, как ты, должен принести в мир справедливость. Помоги всем эмоционально мыслящим осознать реальность закона кармы. 3. Принцип истины Об этом нужно говорить отдельно и долго. В современном обществе, науке и т. п. вообще нет чёткого представления, что такое истина. Постулат "всё нужно делать правильно" воспринимается многими неадекватно, типа "а какой тут вообще смысл, разве это не понятно и так?". Да вот непонятно. Императивом эмоционального общества является тезис "нужно творить добро". Что есть добро? Добро есть эмоциональная категория - это то, что эмоционально положительно воспринимается. Однако часто это эмоционально понимаемое добро ведёт в тупик. Категории добра и зла постоянно использовались в современную эпоху, чтобы оболванить население. Политика "умировторения агрессора" перед второй мировой преподносилась как добро. Ну а как же - ведь мы (сдавая Гитлеру Австрию, Чехословакию и раздувая его военные амбиции) предотвращаем войну! Это стремление к "добру" привело к гибели более 50 млн. В конце 80-х СССР тоже сделал Западу "добро". Теперь НАТО у наших границ, миллиарды, вывезенные из страны, в западных банках, а население катастрофически вымирает. В начале 90-х тоже кое-кто сделал чеченам "добро", дав независимость, после чего они устроили резню русского населения, а бандитизм и террор оттуда пополз по всему региону. В результате этого "добра" России пришлось 10 лет вести войну на своей территории. В 1996, когда были выборы президента, известным лозунгом плакатов, агитирующих за Ельцина, было предложение "Голосуй сердцем!" Нет, граждане, голосовать и принимать решения нужно не сердцем, а мозгом. Если он, конечно, есть. Итог: поступай не хорошо, поступай правильно. 4. Принцип честности Честность в нашем обществе является синонимом глупости. Если ты на руководящей должности и ничего ещё не украл - ты дурак. Если ты соблюдаешь законы, к тебе будут относиться подозрительно. Если ты говоришь окружающим правду о них, уличаешь их во лжи, махинациях и ошибках, плохо прикрытая неприязнь с их стороны (как минимум) тебе гарантирована. Современное общество таково, что в нём параллельно существуют два плана - один - выставочная действительность, другой - действительность реальная. В выставочной действительности идёт установление демократии, в реальной - захват контроля над месторождениями нефти. В выставочной - борьба с экстремизмом, в реальной - запугивание политических оппонентов. В выставочной - реформирование с целью повышения рыночной эффективности, в реальной - захват и передел собственности. Двойной план есть на всех уровнях - в школе, в семье, на работе, в освещении информации СМИ и т. п. Люди привыкли, что для успеха нужно создать роль для выставочной действительности и ею оперировать, а реальное при этом иметь в виду и молчать. Эмоционально мыслящий ценит эмоциональный комфорт превыше истины и не любит правду. Тем более, если эта правда его раздражает, вызывает беспокойство или сигнализирует о необходимости каких-либо (обременительных) действий. Нет, не буду дураком, чтобы что-то делать - решает эмоционально мыслящий. Я сделаю вид, что ничего не происходит, что всё нормально, что всё прекрасно - так будет лучше и для меня и для окружающих. Даже для своих собственных нужд эмоционально мыслящий всегда создаёт иллюзии, где всё выглядит не так, как есть на самом деле, а так, как ему хочется. Общество же в целом создаёт коллективную иллюзию, оберегая эмоциональное спокойствие граждан и убаюкивая их мозг. Итог: всегда говори людям то, что о них думаешь - пусть побесятся. 5. Принцип доверия
В 1993-94 гг. в нашей стране состоялась приватизация. Скажите, кто из вас получил на свой ваучер хоть какую-нибудь акцию, которая по сей день приносит дивиденды? Смешно? Тем, не менее, организаторы приватизации спокойно кинули больше сотни миллионов человек и до сих пор никто из них не получил наказания. "Ха! ха! Да мы же пошутили, - скажет Чубайс и другие организаторы приватизации, - когда предлагали вам две "Волги" за ваучер. Всем здравомыслящим людям было ясно, что если понести деньги в "МММ", "Хопёр-инвест", "Олби-дипломат" и т. п., то вас кинут. Поэтому сами вы и виноваты. Эх, вы, лохи! Скажите нам спасибо, что мы вас научили." В современном обществе обман является нормой. Все кидают друг друга и выползает на вершину тот, кто хитрее. Однако для разумного человека искажение истины есть крайне вредное занятие. Поэтому разумные люди считают, что учить надо всё же не лохов, а мошенников, т. е. людей, прибегающих к обману сознательно. Итог: относись к людям без предубеждений и подозрительности.
|
|
обсудить на форуме | БСН, 11.04.2007 |