Мир будущего - Пробуждение разума - Самоуверенность и самодовольство

Ничего нет внутри у людей,
Вечно выставляющих все наружу.
Оноре де Бальзак.
Нужно очень много самолюбия
Для того, чтобы не слишком его
Выказывать.
Пьер Мариво.
Неспособный ни к чему способен
На все.
Сэмюэл Джонсон.
Не терзай себя недовольством –
Это малодушие, но и
Самодовольство – малоумие.
Грасиан-и-Моралес Бальтасар.


Едва ли кто-нибудь сможет четко разделить эти два понятия. Уверенного от хвастливого отличить трудно. В уверенности уже можно заметить превосходство, а значит доля самодовольства уже присутствует. Представим ситуацию. Молодые парни хвастаются друг перед другом о своих любовных похождениях и победах. Каждый из них может говорить чистую правду, и каждый же может при этом чуть- чуть преувеличивать. Нам это не важно, мы знаем, что все это самодовольство или хвастовство, цель его эгоистична –получить авторитет среди своих друзей. Как же будет вести себя в этой ситуации человек самоуверенный? Он будет молчать и не хвастаться. Зачем хвастаться? Ведь главное, что вы сами знаете все о себе и своих достоинствах. Если вы внутренне в них неуверенны, тогда приходится компенсировать это внешними проявлениями. Однако, мы можем сказать также, что то, что вы не выставляете напоказ свои достоинства, то есть проявляете скромность, может услаждать уже ваше внутреннее САМОДОВОЛЬСТВО. И этот внутренний эгоизм не менее опасен для личности, чем внешний. САМОДОВОЛЬСТВО – это внутреннее зеркало человека, в которое он любуется, когда чего-нибудь достиг, например. Привыкая заниматься самолюбованием, мы не можем оторвать взгляд от своей неповторимости. Если вы хотите стать личностью, вам следует исключить моменты САМОДОВОЛЬСТВА из мозга. Мы должны быть стремительны, когда двигаемся к своей цели и здесь не должно быть остановок для самовосхищения, они лишь будут ослаблять наш дух. Если мы обуздаем нашу тягу к самовосхвалению, то обретя меру, она перейдет в САМОУВЕРЕННОСТЬ. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ содержит скромность и достоинство. Скромность – это когда человек обладает многими положительными качествами, но не требует при этом, чтобы к нему относились лучше, чем ко всем остальным. САМОУВЕРЕННОСТЬ в логике то же, что и САМОДОВОЛЬСТВО, потому что нет людей, которые уверены во всем. Ведь абсолютных знаний нет, мозг сомневается, а значит, САМОУВЕРЕННОСТЬ безосновательна, люди демонстрируют ее на пустом месте с целью более выгодно выглядеть в глазах других людей.
Например, человек зарабатывает много денег, и тут же стремится показать это, всячески подчеркнуть, ведь это указывает, во-первых, на его статус в обществе, а также на это влияет то, что богатство относится в логике к достоинствам человека. Так мы пришли к производству дорогих, роскошных вещей, которые разделяют людей по принадлежности различным кругам, и это еще больше услаждает человеческое самодовольство. Но действительно богатые люди, которые уверены в своем капитале, порой не демонстрируют свое богатство, а ведут сдержанный образ жизни. Но и они не могут быть ни в чем уверены. Вспомним революции в истории. Уверенные в своих богатствах поколения, были сброшены в одночасье и теряли и власть и богатства и жизни. То есть, САМОДОВОЛЬСТВО является одновременно и средством подавления и причиной раздражения других людей. Представим ситуацию. Молодой человек начинает ухаживать за девушкой. В этом контексте, обычно человек демонстрирует свои достоинства, которые в дальнейшем являются доказательствами того, что девушка будет видеть, за что можно любить такого человека. Например, мы можем продемонстрировать силу, чтобы указать на то, что можем оказать поддержку или защитить другого человека, или открыть свои знания, ведь ум является весьма веским аргументом. Мы ведь утверждаем, что личность подразумевает наличие достоинства и достоинств, поэтому, демонстрируя свои достоинства, мы утверждаем свою личность. Как же тогда быть с различием данных понятий? Ведь мы пришли вновь к тому, что САМОУВЕРЕННОСТЬ и САМОДОВОЛЬСТВО абсолютно неразличимы. Как можно демонстрировать свои достоинства, не испытывая САМОДОВОЛЬСТВА, в виде, например гордости за свою личность? Это невозможно. Мы должны договориться различать данные понятия по мотивации или причине действия. Если наша твердая вера в себя, в свой разум отражает действительность, то есть разум в нас есть, и наше сознание сосредоточено на людях вокруг, то есть оно не эгоистично, то мы можем действовать и мыслить уверенно, что мы правы. Если же наша уверенность нужна для того лишь, чтобы показать ее и тем самым возвыситься над другим человеком, выиграть обманом в его уважение и вызвать зависть, то речь идет о самодовольстве.

Общие понятия Частные понятия Единичные понятия
Самоуверенность Твердая вера в себя
Самоутверждение
Самодовольство Хвастовство
Самоутверждение


Самодовольство происходит от наших чувств. Человек делает многие дела, для того, чтобы его похвалили, чтобы его уважали и любили, чтобы ему, в конце концов, завидовали.
Вашему мозгу нужно договориться с чувствами, чтобы они не лезли вперед него. Когда мы воспринимаем мир чувствами, они затуманивают наш разум. Например, вы смотрите на своего сына. Его красота и очарование отбирают практически все ваше внимание. Вы даже не слушаете, что он вам говорит. Вы поглощены любовью к своему ребенку, и эта любовь делает вас слепыми к его недостаткам. Родители приходят в школу на родительское собрание. Учитель жалуется на их детей, что они безобразно ведут себя на уроке: разговаривают и смеются, отвлекаются и приходят не готовыми к урокам. «Что, нашим детям вообще шевелиться нельзя?» – спрашивают родители. «Пусть они разговаривают, не затыкайте им рот». Здесь наши чувства делают нас безразличными к судьбе своего ребенка. Следовало бы узнать, почему дети не хотят учиться, не хотят, чтобы родители ими гордились, не стремятся стать образованнее, стать личностями. Но мы не задаем такие вопросы. Они слишком сложны, для того, чтобы их решать, а у нас нет времени на пустые разговоры. Нужно продолжать работать, делать свое дело, чтобы все шло своим чередом. Так имея очень мощный инструмент – систему образования, как десятилетнюю школу, мы умудряемся выпускать абсолютно невоспитанных детей и абсолютно же необразованных. Причем так было всегда. Если говорить о воспитании, то мы закладываем им этикет, или, как говорил З. Фрейд «Культурное лицемерие». Это когда наша культура не соответствует нашим убеждениям. Мы можем здороваться с человеком, а в душе его ненавидеть, мы можем присягать президенту страны, но на самом деле его не уважать.
Если мы научимся управлять мозгом чувствами, то будем иметь возможность свободно мыслить.
Возвращаясь к паре САМОУВЕРЕННОСТЬ-САМОДОВОЛЬСТВО, хотелось бы добавить, что мера здесь очень ничтожна. Скорее всего, только сам человек может точно знать, уверен он в себе или лишь доволен собой. Воспитывая ребенка, обращайте внимание на то, чем он хвастается и почему. Стремление быть в центре внимания окружающих, тщеславие или честолюбие могут лишить его разума, и тогда он уже не будет думать о деле, за которое его должны похвалить, а будет думать о том, как бы скорее получить долгожданную награду. Мы знаем, какими безумными способами люди иногда добиваются уважения, почестей или денег. Разумнее всего человеку вообще не думать о наградах и похвалах, тогда все действия он будет совершать для людей, которые тоже должны понимать к чему приводит восхваление человека и поклонение ему. Кумиров и тиранов создают те, кто поклоняются и покоряются. Если есть разумная вера в себя, как личности, осознание своего достоинства, то скромность, как неотъемлемое качество разумного человека должна помочь не поддаваться чувствам и соблазну оставить после себя какой-то след или кучу каменных истуканов с формой своего тела и выражением своего лица. Навязывать себя, пусть даже будучи полностью идеальным, с точки зрения нравственности, будущим поколениям, по крайней мере, эгоистично и несправедливо.
Только эгоисты мечтают жить вечно и в памяти других людей и в их сознании и перед их глазами, ведь не имея справедливости в этой жизни, мы уверены, что получим в какой-то другой. Достойны ли мы вечного существования? За какие заслуги?

Оглавление Предыдущее Дальше