Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Типы мировоззрений - общие закономерности

В заключение темы о системах ценностей и мировоззрениях отметим некоторые общие закономерности, которые к ним относятся.

1) Элементы каждой из систем ценностей присущи каждому человеку. Каждый человек может при желании отыскать эти элементы, найти в себе те мотивы, те стремления, которые относятся к каждому из типов. И на самом деле лишь сделав это, сопоставив описанные типы систем ценностей/мировоззрений с собственными субъективными стремлениями, различными видами взгляда на действительность, можно понять, что они из себя представляют, а статьи с описаниями данных систем ценностей могут только помочь в этом. Однако это не означает, что все системы ценностей существуют одновременно в смешанном варианте. Правильнее представлять, что человек может переключаться (в принципе) из одного режима восприятия в другой, переходить от одного мировоззрения к другому, однако между этими режимами восприятия и мировоззрениями есть чёткие различия. Поскольку восприятие окружающей действительности и подходы в принятии решений, диктуемые разными мировоззрениями, противоречат друг другу, человеку приходится выбирать. И как правило, человек очень редко долго колеблется между разными типами мировоззрений и систем ценностей, чаще всего он вообще в течение всей жизни придерживается только одного мировоззрения, считая его естественным для всех людей и даже не подозревая о наличии остальных.

2) Каждый тип мировоззрения в своём полноценном виде универсален. Т. е. человек может, оставаясь в рамках этого мировоззрения, воспринимать все стороны жизни, применять его к выработке решений в любых условиях, не испытывая в определённых ситуациях неизбежной внутренней потребности в переключении на другой вид мировоззрения. Тем не менее, мировоззрение может существовать и в неполноценном виде. Любой человек в детстве часто способен хорошо, даже лучше взрослых, разбираться в отдельных вопросах, но обычно теряется в нестандартных ситуациях, т. к. способность к восприятию и уверенной оценке явлений с наиболее общих позиций в нём ещё не сформирована. Однако определённый вид мировоззрения, к которому тяготеет человек, может оставаться в недостаточно полноценной, недостаточно универсальной форме и во взрослом возрасте. Тогда этот человек может время от времени в отдельных ситуациях, испытывая затруднения в правильной оценке этих ситуаций в рамках данного мировоззрения, переключаться на другое мировоззрение, более низкого уровня. Данное явление характерно, например, для людей, тяготеющих к разумному мировоззрению, зачастую вынужденных, в силу недостаточной развитости этого мировоззрения, в определённых условиях переключаться на эмоциональное мировоззрение.

3) На то, какую из систем ценностей и мировоззрений выберет человек, безусловно, влияют качества его личности, его личное решение. Но среда тоже оказывает существенное влияние. Влияет и общество в целом - его устройство, общепринятые представления, модели взаимодействия между людьми и т. п., так и непосредственное окружение, так среда, с которой человек повседневно сталкивается. В результате со значительной долей вероятности он усвоит ту систему ценностей, то мировоззрение, на принятие которой его настраивает окружающая среда и общество. Например, подавляющее большинство современных людей станут людьми с эмоциональным мировоззрением, некоторые из тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях, в обстановке повседневного насилия, окажутся людьми с волевой системой ценностей, некоторые из тех, кто попал в научную среду, оказался среди людей, искренне увлечённых интеллектуальной, исследовательской деятельностью, станут людьми, тяготеющими к разумному мировоззрению.

4) Придерживаться мировоззрения более низкого уровня всегда психологически проще, но с точки зрения мировоззрения более высокого уровня всегда видна ущербность и ограниченность мировоззрения более низкого уровня. По этой причине переход на более низкий уровень мировоззрения у конкретных людей происходит редко. Однако в обществе в целом это случается, если люди с мировоззрением более высокого уровня теряют пассионарность и ослабляют контроль, пуская социальные процессы на самотёк. Тем не менее люди с более высоким уровнем мировоззрения, при наличии стремления к активным действиям, в конце концов одолевают своих противников и устанавливают данный тип мировоззрения в обществе. Такие люди также обычно способны легко понимать логику мышления и действий людей с мировоззрением более низкого уровня, а также проявлять качества, соответствующие этим мировоззрениям, обратное же неверно.

5) Каждый из типов мировоззрений и систем ценностей имеет положительные и отрицательные стороны. Выбор тех или иных зависит от самого человека, а не от типа мировоззрения. Тем не менее конструктивный потенциал каждой из систем ценностей ограничен. Есть некий предел, за которым происходит вырождение мотивов - человек пытается следовать и дальше по тому пути, который указывает система ценностей, но если основные устремления, связанные с реальными достижениями, реализованы, то мотивы, соответствующие данной системе ценностей, начинают направлять человека на пустые, искусственные цели и действия. Человек пресыщается, например, властью, удовольствиями и т. д., но не знает, на что ещё направить свои стремления. Это ведёт к деградации личности, спасением от которой является только переход к системе ценностей более высокого уровня.

Стремления, качества, особенности поведения людей с определённой системой ценностей оказывают прямое влияние на то, по каким принципам функционирует общество. Если среди людей доминирует определённая система ценностей, это означает, что и в обществе установлены определённые принципы, определённая модель, соответствующие этой системе ценностей. Причём с течением времени цивилизация эволюционирует, периодически меняя системы ценностей на более прогрессивные. Подробнее об этом - далее.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 7.05.2013