Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Отклонение от высшей цели

5. Отклонение от высшей цели

Отклонение от высшей цели - пятый недостаток, который, даже при отсутствии четырёх первых, мешает любому человеку и обществу развиваться и ведёт его к деградации. Что такое высшая цель и почему её нужно всегда и обязательно придерживаться? Высшая цель - путь собственного совершенствования и улучшения мира вокруг себя, необходимость идти по которому стоит выше любых личных интересов человека, любых внешних трудностей. Высшая цель - идеал в собственном развитии, идеал в устройстве мира и ходе вещей в нём, к которому нужно постоянно стремиться. Высшая цель не является конкретной и никогда не может быть таковой. На практике она воплощается в цель устранения текущих недостатков, цель достижения определённых усовершенствований, прогрессивных по сравнению с сегодняшним положением дел, устранении тех отклонений от идеала, от правильного порядка, которые видимы человеку. В процессе своей деятельности человек, стремящийся к высшей цели, обнаруживает недостатки своих промежуточных целей, видит свои ошибки, корректирует их и ставит задачи достижения ещё более совершенных, ещё более правильных целей. На пути к достижению высшей цели нет конечного пункта. Главное - человек всегда должен придерживаться высшей цели и строить свою жизнь в соответствии с ней, сознательно понимая безальтернативность такой позиции и сознательно противопоставляя такую позицию любым другим вариантам, в частности, достижению личных или групповых эгоистических целей, уходу от трудностей и разным соблазнам, подстраиванию под обстоятельства и т. п.

Первым условием для стремления к высшей цели является правильное внутреннее состояние. Для того, чтобы идти к высшей цели на практике, человек должен прежде всего избавиться от запутанности в своих собственных мыслях, упорядочить свои представления, найти определённую точку отсчёта, через которую он сможет воспринимать окружающий мир, отличать совершенное от несовершенного, правильное от неправильного. На самом деле, принимая высшую цель, человек, ещё до того, как его стремление к ней обнаруживает себя на практике, гармонизирует свой внутренний мир, избавляется от множества сомнений и неуверенности, обретает целостность в своём восприятии вещей. Стремление к высшей цели неизбежно требует от человека внутреннего совершенствования и побуждает к этому. В конечном итоге от степени развития внутренних идеалов зависит то, насколько много человек сможет сделать на практике.

Действуя во внешнем мире, человек, стремящийся к высшей цели, старается действовать в соответствии со своим внутренним состоянием, не только соизмеряя с идеальным представлением о том, как должно быть, свои собственные поступки, но и исправляя те несовершенства, заблуждения, несправедливости и т. п., которые видит. Он старается внести в мир правильный порядок вещей, не считая, сколько усилий на это будет затрачено, сколько преимуществ будет получено и т. д. Успех в ликвидации несовершенства, в установлении правильного порядка - само по себе для него достижение. Такой человек не обращает внимания на существующее положение вещей, на трудности и препятствия, если видит, что лучшее состояние принципиально возможно и должно быть достигнуто. Он может добиться цели, которая всем кажется фантастической и нереализуемой. В своей деятельности он не останавливается ни тогда, когда кажется, что всё слишком плохо и исправить что-либо нельзя, ни тогда, когда кажется, что всё и так хорошо и менять ничего не нужно.

В разной форме идея высшей цели может находить своё отражение в обществе. Одним из её вариаций является идея Бога в различных религиях. При этом служение Богу = служению высшей цели, принятие Бога = принятию высшей цели. В них Бог наделяется идеальными качествами, ориентироваться на которые, а, следовательно, ориентироваться и на идеальное поведение в повседневной жизни, предалагется человеку. К сожалению, в такой форме идея высшей цели никогда не была устойчивой и неизменно деформировалась. В частности, вера в Бога как принятие высшей цели для большинства трансформировалась в веру в существование Бога как сверхъестественного существа, ожидание от него помощи и всяких благ и опасение наказания за плохие поступки. Идеи высшей цели могли приходить и в другой форме, например, в форме представлений о построении светлого коммунистического будущего. В их рамках человеку также предлагалось ориентироваться на определённые идеалы, но, так же, как и религиозные идеи, эти идеи со временем деформировались и потеряли свою полезную суть. Однако везде наблюдалась чёткая закономерность - любые идеи, в более или менее глобальном варианте включающие стремление к высшей цели, вели к прогрессу, к усилению народа и государства, их же угасание, отход от них, подпадание общества под влияние мелких корыстных эгоистических интересов неизменно вёл в конечном итоге к упадку.

Нередко происходит подмена высшей цели, которая может принимать различные формы. Чаще всего встречаются 2 варианта.

Первый вариант заключается в том, что, хотя не отрицаются никакие идеалы, необходимость идти по пути добра и поступать правильно и т. п., активное стремление к высшей цели подменяется на идею благополучной, "нормальной" жизни, идею "естественного" развития. Как только происходит такая подмена, начинается деградация. Именно деградация только и может происходить естественно, при отсутствии целенаправленных усилий со стороны человека. Нельзя "просто жить", не делая ничего плохого или даже делая мелкое добро по мере усилий, но при этом видя основную цель лишь в получении удовлетворения от текущей жизни, не имея цели великой и глобальной. Жертвой стремления к благополучию пало немало великих держав, от Римской империи до СССР.

Второй распространённый вариант заключается в подмене высшей цели некой конкретной идеей фикс, которой придаётся статус высшей цели. При этом стремление к высшей цели вырождается в фанатизм. Фанатизм может возникать на основе идеологических, религиозных, националистических, сектантских и прочих элементов. Типичным примером является исламский фанатизм, овладевший значительной частью приверженцев этой религии во всём мире. Отличительными чертами фанатиков, наряду с искренней верой в правильность выбранной цели и настойчивостью в её реализации, являются упёртость, непримиримость, неспособность и нежелание осмысления вещей, выходящих за пределы узких и догматических привычных для них трактовок. Благодаря своему упорству и последовательности в реализации идеи фикс фанатики могут достигать немалых успехов, однако в конечном итоге любая фанатичная идея всегда терпит крах. Высшую цель и любую конкретную цель, даже глобальную, всегда нужно различать друг от друга, никогда не превращая конкретные идеи и цели в догмы, зафиксированные раз и навсегда объекты иррациональной веры.

В современном ненормальном и деградировавшем обществе стремление к высшей цели у подавляющего большинства отсутствует. Для основной массы подчинение своих действий какой-то высшей цели - нонсенс, а идеалы - объект для высмеивания. Даже достаточно здравомыслящие люди в основном "просто живут", мысль о необходимости постановки для себя какой-то высшей цели им не приходит в голову. Вместе с тем отсутствие стремления к высшей цели - серьёзный дефект, крайне пагубно действующий на самого человека. Без высшей цели нет настоящей жизни, есть лишь бессмысленное существование, наполненное второстепенными, зачастую ненужными, не приносящими в итоге какого-то весомого результата, делами, и к пониманию этого человек сам придёт рано или поздно. Без высшей цели человек никогда не сможет по-настоящему реализоваться, добиться того, чего мог бы. Только тот, кто стремится к высшей цели, способен действовать точно, правильно и эффективно, он всегда и в любой ситуации в конце концов побеждает, а тот, у кого её нет, проигрывает. Сегодня в России доминируют дураки и эгоисты, навязывающие всем своё ущербное мировоззрение, в результате наша страна, бывшая великой державой, превратилась во второстепенное государство третьего мира, живущее лишь за счёт богатых природных ресурсов. В наших силах изменить ситуацию, поставить цель возрождения страны, возвращения её к величию и реализовать её.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 2.03.2012