Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Эгоизм

3. Эгоизм

Вначале надо разобраться с тем, что такое эгоизм. Несмотря на то, что данное понятие является популярным и часто употребляется, о его сути многие не задумываются и не имеют правильного представления. Обычно эгоизм понимается как забота о себе и собственных интересах, в противоположность альтруизму - заботе о других, в жертву которой приносятся собственные интересы. Но подобная трактовка примитивна и не раскрывает суть проблемы эгоизма. Она выгодна прежде всего самим эгоистам, которые используют её для оправдания свое позиции. В ложной дилемме "заботиться в первую очередь о себе или о других?" первый вариант им кажется более естественным и понятным. На самом деле суть эгоизма в другом. Он начинается не тогда, когда человек заботится о собственных интересах, а тогда, когда он обособляет свои интересы от интересов окружающих и противопоставляет их друг другу. Другими словами, совершенно очевидно, что ничто не мешает людям добиваться своих целей, действуя совместно, более того, на практике все значимые достижения человечества и являются лишь результатом совместной деятельности, что понимают все нормальные люди. Эгоисты же - это люди с дефективной психологией, которые уверены, что для того, чтобы добиться чего-то для себя лично, обязательно нужно пренебрегать интересами других, действовать против них.

Данная позиция у эгоистов является устойчивой и они готовы активно обосновывать и оправдывать её. В ход идёт масса доводов. Убеждённые эгоисты доказывают естественность эгоизма, естественность позиции "каждый сам за себя" и то, что для достижения своих интересов человек должен использовать все доступные средства. Они ополчаются на мораль, общественные устои, в которых видят лишь какие-то искусственные внешние запреты, никоим образом не пытаясь связать поступки, отвечающие морали и нравственности, с личными убеждениями. Хорошие поступки для них - те, которые отвечают их "я хочу, мне нужно". Эгоисты уверяют, что поскольку никто им не предоставляет того, чего они хотят, то они вынуждены добиваться этого сами, как могут, и считают всех, кто пытается оценивать их поведение с точки зрения морали или даже закона, дураками.

Эгоизм можно разделить на умеренный и радикальный.

Умеренные эгоисты допускают существование неких ограниченных норм, обязательств перед остальными и обществом, которым они должны следовать. Они не будут по своей инициативе совершать откровенно аморальные, преступные действия, грубо нарушать общепринятые нормы. Они могут оказать простую помощь человеку, который в ней нуждается, например, вызвать скорую, перевести через дорогу и т. д. В то же время за пределами этих ограниченных обязанностей они считают себя свободными в действиях и руководствуются лишь критерием собственных интересов.

Для радикальных эгоистов никакие моральные нормы не существуют. Помимо своих эгоистических интересов они руководствуются лишь одним критерием: можно ли физически выполнить то или иное действие или нельзя. Философия радикальных эгоистов - борьба за существование, тот, кто оказался слабее, сам виноват. Любые аморальные, преступные действия с их точки зрения оправданы. Жизненно важные интересы других для них ничто по сравнению с собственной мелкой прихотью.

Как правило, эгоисты считают эгоистами и всех остальных (тех, кто убеждённо отстаивает принципы морали, они считают просто одураченными ложными идеями). В связи с этим понимание таких понятий, как справедливость, честность, патриотизм и т. д. для них малодоступно. Они не способны понять, например, такой тезис, как приход к власти честных людей, неизменно задаваясь вопросом: а в чьих-таки интересах эти "честные" люди будут действовать? Понять существование интересов, общих для всех нормальных людей, граждан одной страны, для них сложно.

В настоящее время в нашей стране наблюдается вакханалия эгоизма. Психология эгоизма захватила все уровни и сферы. Эгоистами являются обыватели, эгоисты руководят страной. И это ведёт к закономерным последствиям. Вместо того, чтобы развивать Россию, эгоисты разрушают и растаскивают её ради реализации своих мелочных интересов. Общественные институты, органы власти работают не на благо общества, а на благо тех, кто захватил в них руководящие должности. На государственную службу, в МВД, на преподавательскую работу и т. д. зачастую идут только для того, чтобы "зарабатывать" на взятках, поборах, коррупционных схемах. Известны случаи, когда даже на работу в почтовом отделении люди устраивались для того, чтобы воровать посылки. Общество гниёт. Подобно свинье под дубом, близорукие эгоисты не видят ничего, кроме мелкой сиюминутной выгоды у себя под носом, не пытаясь и не желая видеть отдалённые последствия тех или иных действий, тех или иных решений. Они легко поддержат действия, ведущие к развалу страны, к коллапсу экономики ради того, чтобы в магазин завезли колбасу. Общество, состоящее из эгоистов беспомощно, поскольку те, воспринимая происходящие события в извращённом виде, исключительно с позиции получения личной выгоды и избежания своей ответственности за процессы в обществе, не способны осознать общие цели, объединиться и действовать сообща. Поэтому любое общество, любая страна, в которой доминирует эгоистическая психология, в конце концов деградирует и гибнет, враги могут взять такую страну голыми руками.

Вопреки заблуждениям эгоистов, эгоизм - путь не к выгоде, не достижению личного блага, а к самоуничтожению. Эгоист выбирает лёгкий путь, сиюминутную выгоду, искусственно ограничивая своё видение и понимание ситуации. Отбрасывая, как ему кажется, лишние, мешающие ему в чём-то нормы, интересы других людей, он выбирает для себя ложную свободу. В дальнейшем этот выбор ведёт его к деградацию и поражению, как в результате наступления отдалённых последствий своих действий, которых он не видел и не хотел видеть, будучи ослеплённым сиюминутной выгодой, так и в результате того, что выбирая лёгкий путь, он не научился преодолевать трудности, не развил качества, ведущие к подлинным достижениям. Хотя эгоист, в отличие от пассивного человека, может действовать активно, его активность деструктивна, она направлена в основном лишь на максимальное облегчение эгоисту своего существования, на избежание любой ответственности, любых обязанностей. Эгоист не стремится к реальным достижениям, развитию, прогрессу, ошибочно выбирая путь, связанный с минимумом размышлений, минимумом работы над собой, тот, который психологически наиболее лёгок и прост. Зачастую действиями эгоиста руководят разнообразные комплексы, навязчивые желания и прочие психологические дефекты и отклонения. Идя на поводу у своих прихотей и дефектов, эгоист разучивается действовать адекватно в проблемной ситуации и просто адекватно смотреть на вещи. В результате, если ему приходится выйти из зоны комфорта, столкнуться с реальными трудностями, он неизменно оказывается беспомощен и терпит поражение.

Нормальный человек, в отличие от эгоиста, не боится преодолевать трудности, стремится к реальным достижениям, самосовершенствованию и развитию. Он понимает, что заполучить что-то лёгким путём, поправ принципы морали и общепринятые нормы, - это Пиррова победа. Он понимает, что только дурак радуется, купив диплом на рынке или получив за взятку, но не получив при этом реальные знания, которые должен этот диплом подтверждать, или что ненормально выиграть в тендере за откат, а не потому, что победитель предложил действительно лучшие условия и качественную продукцию. Он понимает, что противопоставление личных целей и целей общества противоестественно и что нормально, когда преимущество получают не те, кто пробрался наверх благодаря обману, махинациям, связям, угождая начальству и т. д., а те, кто отличился благодаря своим качествам и способностям, кто приносит больше пользы обществу и стране. В отличие от эгоистов, нормальные люди способны действовать сообща, ставить общие цели и достигать их, не думая при этом постоянно о личной выгоде, не боясь, что кто-то заберёт себе больше, чем остальные и т. п. Кроме того, нормальный человек не только сам не является эгоистом, но и ведёт борьбу с проявлениями эгоизма, понимая, что эгоизм - раковая опухоль, уничтожающая общество, а действия эгоистов неизбежно принесут вред и приведут к конфликтам.

Эгоизм проявляется не только в стремлении к прямой выгоде. Как искусственное противопоставление своего "я" другим, он многообразен и находит проявление в разных формах. Например, эгоист Герострат поджёг храм Артемиды в Афинах, чтобы добиться для себя ложной славы (при том, что за это был приговорён к смерти). Среди большинства даже мыслящих людей сегодня распространён интеллектуальный эгоизм, выражающийся в устойчивом стремлении по любому поводу озвучивать именно свои идеи, своё мнение, лишь бы не показать, что ты согласен с чужими.

Подводя итоги, можно сказать, что эгоизм - это самообман и психологический дефект, ведущий к пагубным последствиям как для самого эгоиста, так и для общества. Противоположность эгоизму - стремление не к мелкой сиюминутной выгоде, а к истинным достижениям, при котором личные интересы и интересы общества взаимосвязаны, человек действует на основе правильных норм и принципов, обеспечивающих здоровое развитие общества, и отстаивает эти нормы.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 21.09.2011