Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Введение - пассивность

2. Пассивность

Этот недостаток второй по своей тяжести после материалистического менталитета. В отличие от человека с материалистическим менталитетом, пассивный человек может иметь собственное мнение, представление о том, как правильно и неправильно поступать и т. д., тем не менее, его позиция является бездеятельной. При этом пассивность для него является устойчивым качеством. Если у нормального человека эпизодически может наблюдаться малоактивное состояние под влиянием некой нехватки энергии для действий, депрессии или просто лени, у пассивного человека бездеятельное состояние - патология, которой сопутствуют соответствующая психология, сознательные установки. Пассивный человек пассивно выполняет ту роль, которая ему попалась. Её и свои возможности он обычно воспринимает как данность. Этот человек не способен ставить собственные цели и пытаться достигать их, не способен пытаться настойчиво корректировать собственные ошибки и преодолевать трудности, не способен активно изменять окружающую действительность.

Пассивный человек может высказывать суждения об окружающем мире, обществе, теоретизировать на тему его улучшения, однако все его рассуждения носят абстрактный, оторванный от реальности характер. Типичным началом таких рассуждений пассивного человека может быть "Если бы все люди...", "Если бы правительство...", "Если бы учёные..." и т. д. При этом измышления пассивного человека не предполагают его собственной активности, он слагает с себя ответственность даже за собственную судьбу, не говоря уже о судьбе других людей, своей страны или мира. Такая позиция для него характерна вне зависимости от наличия реальных возможностей, даже занимая высокую государственную должность он безынициативен и не способен предпринимать адекватные усилия по решению проблем, что зачастую ведёт к пагубным последствиям.

Характерно, что многими пассивными людьми их пассивность может восприниматься как естественное состояние или даже как добродетель (что отмечается зачастую у людей религиозных). Такие люди могут видеть свою роль в проживании жизни, рутинном выполнении повседневных, профессиональных обязанностей и недоумевать, почему государство, бог и т. д. не награждают их за такую добросовестную деятельность, а напротив, посылают какие-то новые трудности. На самом деле, выражаясь религиозным языком, пассивность не добродетель, а грех, причём весьма тяжкий. Лишь недеяние зла не есть добро. Добро обязательно должно быть деятельным. Бездеятельность есть потакание процессам разрушения, процессам нарастания энтропии.

Качеством, противоположным пассивности по отношению к общественным процессам, является пасионарность. О важности и исключительной роли этого качества я уже писал в этой статье. Можно однозначно утверждать, что упадок пассионарности ведёт к гибели цивилизации, саморазрушению общества. Поэтому пагубная психология пассивности должна всячески преодолеваться.

 

Есть желание - тысяча способов. Нет желания - тысяча поводов!
Пётр Первый

В современном обществе подавляющее большинство пассивно. Оно пассивно как по отношению к участию в общественных процессах, так и в достижении своих личных целей. Если нормальный человек при взгляде на любую проблему ищет прежде всего возможности для её решения, то человек с ненормальной пассивной психологией видит прежде всего трудности, которые ему помешают, и зацикливается на них. Его мысль автоматически уходит от поиска того, что может сделать он сам для решения проблемы, к поискам внешних условий, которые, при условии их изменения, помогли бы решить проблему. Но на практике, даже в благоприятно складывающихся внешних условиях, человек продолжает вести себя пассивно и поэтому у него ничего не получается.

Психология активного, пассионарного человека имеет несколько составляющих. Она заключается отнюдь не только в намерении действовать активно, добиваться целей, управлять своей жизнью. Иногда пассивные люди ведутся на пропаганду, призывающую их самостоятельно добиваться успеха и т. д., под влиянием которой начинают искусственно накачивать себя "позитивным мышлением", начинать искусственно внушать себе установки "я сделаю, я смогу" и т. д. Подобные намерения, проекты, уверенность в успехе которых накачивается искусственно, можно нередко видеть и в сфере бизнеса, государственной политики (взять, например, те же широко распиаренные инновации и нанотехнологии). Искусственная уверенность у пассивных людей не сопровождается адекватными реальными действиями, направленными на достижение цели, поэтому из их намерений ничего не получается. В отличие от пассивного человека, у активного, пассионарного человека цели являются не пустыми намерениями, а подкреплены реальной уверенностью в их достижении. Кроме того, активный, пассионарный человек подходит к их достижению настойчиво, последовательно и систематически, он постоянно видит обратную связь между своими действиями и результатами, анализирует сделанные ошибки и корректирует на этой основе свои планы и действия. Он упорно преодолевает трудности, сомнения окружающих, не понимающих его идеи, держит план в голове до тех пор, пока он не будет реализован. Пассивный человек непоследователен, хватается то за одно, то за другое, то за третье, у него нет устойчивого видения пути, по которому надо придти к цели и он не пытается к такому видению придти. В конце концов он возвращается к привычному инертному, пассивному состоянию.

Подводя итоги, можно сказать,что пассивности нет оправдания. Человек сам ответственен за достижение своих целей, за реализацию и воплощение правильных идей и убеждений. Недопустимым является ожидание, что ситуация самопроизвольно изменится к лучшему, перекладывание всей ответственности на других людей, государство, бога и т. д. В любой ситуации необходимо искать пути реализации правильных целей, учиться извлекать выводы из ошибок, предолевая трудности и по-прежнему двигаясь по намеченному пути.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 15.09.2011