Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Тяготеющие к разумному мировоззрению

Подавляющее большинство современных людей не обладают чертами разумного мировоззрения и, более того, не способны к продуктивному самостоятельному мышлению. Тем не менее есть небольшая часть людей, которых можно назвать тяготеющими к разумному мировоззрению (ТРМ). В чём смысл этого названия? Такие люди не имеют полноценного разумного мировоззрения, не придерживаются последовательно и сознательно разумного подхода и разумных мотивов и ценностей, однако они способны мыслить самостоятельно и интуитивно тяготеют к восприятию действительности с позиции разума.

Воспринимать вещи с позиции разума, самостоятельно мыслить, задаваться различными вопросами и искать на них ответы, стремиться к самосовершенствованию и самореализации и проявлять прочие черты разумного, мыслящего человека естественно, подавлять же разум и опираться на иррациональные сферы противоестественно. Поэтому формирование иррациональных видов мировоззрения и отучение мыслить происходит за счёт навязывания детям с раннего возраста неправильных образцов, введения различных ограничений, внедрения установок на иррациональное поведение. У большинства детей иррациональные виды мировоззрения в качестве основных задаются ещё в дошкольном возрасте и закрепляются в процессе социализации. Тем не менее некоторым удаётся всё же избежать отупления и сохранить устойчивую склонность и способность мыслить и задумываться над окружающими вещами. Разум у таких людей играет роль не просто вспомогательного инструмента, подчинённого иррациональным сферам, а становится важной составляющей личности. Это влияет не только на их способность к самостоятельному мышлению, но и на мотивы и ценности, задаёт черты, особенности характера и поведения, отличающие мыслящих людей.

Каковы основные особенности ТРМ, отличающие их от устойчиво неразумного большинства?

Во-первых, ТРМ способны мыслить самостоятельно и продуктивно. Эмоционально мыслящие не способны мыслить продуктивно, не пытаются мыслить самостоятельно, их мышление постоянно настолько сильно искажается и изобилует нарушениями логики, что они не могут сделать никаких самостоятельных выводов вне рамок тех схем мыслительных действий, которым их обучили. Кроме того, тех схем, которыми они пользуются, они не понимают, просто формально следуя им и принимая их как должное. Эмоционально мыслящие просто не понимают, что значит мыслить, истина, разум, правильное представление для них остаются пустыми абстракциями, они не понимают смысла данных понятий. В отличие от эмоционально мыслящих, у ТРМ есть привычка к самостоятельному мышлению, они научились отделять на интуитивном уровне разумный подход от иррационального, они способны отличить настоящее размышление и рассуждение, при котором работает разум, от бесплодного и сумбурного процесса эмоционального мышления. У них есть внутренние критерии, на основе которых они определяют правильность, логичность и осмысленность (либо, наоборот, отсутствие таковых) для каких-то представлений, рассуждений, аргументов. У эмоционально мыслящих "правильно" либо то, что соответствует привычной для них догме, либо то, что подкреплено иррациональными сигналами (например, чьим-то авторитетом, мнением большинства, какими-то ассоциациями и т. п.). ТРМ же способны самостоятельно решить, что правильно, а что нет, подумав, поразмыслив, оперевшись на факты и логику. При этом если их размышление приведёт к противоречию с привычными представлениями, с представлениями, подкреплёнными чьим-то авторитетом или мнением большинства, ТРМ это не помешает изменить своё мнение и признать то, что следует из размышления. Они не являются непробиваемыми догматиками и во многих вещах опираются на собственное мнение, а не на общепринятое, на результаты своих размышлений, а не на те интерпретации, которые им подают извне.

Во-вторых, ТРМ пытаются поступать правильно. Они пытаются поступать так, как следует из разумного подхода и с точки зрения здравого смысла. Люди с эмоциональным мировоззрением не заморачиваются правильностью, она имеет для них смысл лишь в контексте выгоды, в крайнем случае - морали. Когда они свободны в действиях, то поступают сообразно своим желаниям, не задумываясь над своими решениями, за их поступками нет глубокого смысла. ТРМ же изначально пытаются осмыслить ситуацию, понять, как правильно поступить, они на интуитивном уровне испытывают склонность узнать и найти правильное решение. Люди с эмоциональным мировоззрением более легкомысленны и во многих случаях могут производить впечатление более раскованных и быстрее соображающих, в то время как ТРМ будут пытаться понять, как правильнее поступить, но если ТРМ понимает ситуацию и знает правильное решение, то он действует куда более чётко, уверенно и решительно. ТРМ в большей мере ощущают ответственность и при выполнении каких-то личных задач и при выполнении задач, стоящих перед обществом. Они обычно не склонны к уклонению от исполнения своих обязанностей перед обществом, к пренебрежению ими, стараются выполнять свой долг в занимаемой роли. Если ТРМ замечают, что в сложной ситуации никто не понимает, как нужно действовать правильно, они, вне зависимости от своего формального статуса, должности, стремятся взять на себя роль лидеров и организаторов. Вообще, лишь ТРМ могут успешно ставить и решать какие-то сложные, большие задачи, где нужно действовать последовательно, чётко и целенаправленно, эмоционально мыслящие не способны на это.

В-третьих, ТРМ имеют существенно отличные от людей с эмоциональным мировоззрением ценности и принципы. Хотя нельзя сказать, что их мировоззрение является разумным по-настоящему, всё же многие черты этого мировоззрения у них просматриваются. В отличие от людей с эмоциональным мировоззрением ТРМ имеют обострённое чувство справедливости, крайне не любят лживых и нечестных людей, их раздражают те, кто слишком старается предподнести себя в выгодном свете, поставить выше других. ТРМ не любят играть в статусные и иерархические игры, заискивать перед кем-то, вступать в интриги и конфликты ради карьеры или выгод, они считают, что авторитет человека и его статус в обществе должны определяться естественным путём на основе его личных качеств и способностей. Они не склонны к лицемерию и говорят то, что думают, в т. ч. прямо критикуя окружающих, чем могут вызвать их неудовольствие. В то же время они всегда настроены на конструктивное, равноправное взаимодействие с другими, с их точки зрения люди должны помогать друг другу на основе взаимного уважения и дружбы, а не ради выгоды.

В то же время ТРМ нельзя считать по-настоящему разумными по следующим причинам:

1) Склонность к разумному мировоззрению у них является интуитивной, а не осознанной. По этой причине их поведение зачастую не вполне разумно, а иногда совсем не разумно. Они могут идти на поводу у иррациональных мотивов и импульсов, принимать поспешные непродуманные решения, поддаваться иллюзиям и вынашивать идеи фикс. Разум не контролирует твёрдо их поведение, если иррациональные побуждения довольны сильны, они берут верх, пока очевидные несоответствия не побудят их вновь задуматься о правильности своих действий.

2) ТРМ не пытаются последовательно использовать разумный подход, системно выстраивать правильные представления о мире, ставить и решать различные задачи. Использование разумного подхода с их стороны носит скорее характер реагирования на отдельные возникающие проблемы и поводы. ТРМ не осознают потенциала разумного подхода, его универсальности, возможности и необходимости применения его для решения любых задач в любых обстоятельствах. По этой причине, успешно решая некоторые задачи, они не действуют, как действовал бы по-настоящему разумный человек - воспринимал бы с позиции разума окружающий мир во всей его полноте, анализировал текущую ситуацию, выстраивал бы прогнозы, определял задачи и последовательно бы действовал по их решению. ТРМ обращают внимание и более-менее задумываются лишь об отдельных фрагментах реальности, многое упуская из виду или сознательно игнорируя. Значительная часть их картины мира составлена из общепринятых представлений, о правильности которых они не задумывались, да и глобально картина мира и видение своего места в нём обычно не слишком отличаются от таковых у типичного обывателя.

3) У ТРМ нет понимания наличия качественной разницы между разумным и эмоциональным мировоззрением. Хотя интуитивно они определяют, способен ли человек мыслить или нет, у них нет чёткого понимания сути различий между разумным и эмоциональным мировоззрением. Из-за общей склонности людей судить о других по себе они преувеличивают мыслительные способности большинства и пребывают в иллюзии, что оно отличается большей разумностью, чем на самом деле. В то же время они сами обычно отчасти придерживаются эмоционального мировоззрения, как минимум, в определённых случаях или сферах жизнедеятельности, что тоже мешает им осознать разумное мировоззрение как некий отдельный феномен.

4) ТРМ замечают, что многие проблемы возникают из-за глупости, некомпетентности, ошибочных решений, но не понимают необходимости системной борьбы именно с неразумностью (глупостью, некомпетентностью), как правило, считая необходимым лишь исправление отдельных ошибок. Они могут предлагать отдельные решения, отдельные идеи, которые, с их точки зрения, должны решить существующие проблемы, но не видят, что необходимо внедрять разумный подход, разумное мировоззрение. Ради реализации отдельных идей, которые им кажутся правильными, одни ТРМ могут объединяться с эмоционально мыслящими против других ТРМ, выступающих за другие частные идеи. У них нет понимания того, что залог решения любых проблем - это объединение мыслящих людей друг с другом и внедрение разумного мировоззрения, разумного подхода.

См. также фундаментальные проблемы мыслящих людей

Узнали себя в описании ТРМ? Присоединяйтесь к нам.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
  23. О современных людях и обществе
обсудить на форуме
БСН, 9.03.2014