Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Мировоззрение и общество

Человек со своей системой ценностей и мировоззрением не живёт в вакууме. Понятно, что он взаимодействует с окружающим миром, и главный элемент в этом взаимодействии - общество. Взаимодействуя с обществом, он пытается следовать своему мировоззрению, реализовать свои мотивы и ценности. Это взаимодействие очень плотное и неизбежно любое нормальное общество должно иметь соответствие с мотивами и ценностями людей, с мировоззрением. С одной стороны, общество должно обеспечивать в той или иной мере возможность удовлетворения запросов, вытекающих из мировоззрения людей, их системы ценностей, иметь механизмы, позволяющие действовать в соответствии с ними. С другой стороны, активность людей - двигатель любых общественных процессов, поэтому общество должно воздействовать на те мотивы, которые у людей развиты,чтобы стимулировать их к общественно полезной деятельности.

Очевидно, что общество - не просто совокупность людей с их личными целями. Если изъять их, останется ещё очень много - формы отношений между людьми и их социальные роли, общественные институты и механизмы их функционирования, традиции и законы, культура и наука и т. д. и т. п. И всё это обязательно должно иметь соответствие с той или иной системой ценностей, мировоззрением.

Соответствие между тем, как устроено общество, и мировоззрением и системой ценностей конкретного человека может быть большим или меньшим. Сложно представить, что такое соответствие для каждого человека будет идеальным. Может быть какая-то гибкость, какие-то вариации, но обычно нормы общества являются достаточно определёнными и требуют следования им вне зависимости от личных предпочтений конкретного человека. Невозможно представить, чтобы под каждого конкретного человека меняли законы, придумывали индивидуальную школьную программу и т. п. Следовательно, общество, особенности его устройства и схемы функционирования подстраиваются, как правило, под господствующий тип мировоззрения, под ту систему ценностей, которая характерна для масс. Конечно, тут есть взаимный процесс - люди как подстраиваются под общество, так и сами пытаются менять общество в соответствии со своим мировоззрением. Нередко между группами людей с различным мировоззрением идёт борьба и каждая из них пытается изменить общество под себя. Иногда даже на протяжении жизни одного поколения происходят неоднократные смены "господствующего" мировоззрения, сопровождающиеся изменением норм, законов, механизмов работы общественных институтов и т. п., причём такие смены могут происходить как мирно, так и в результате переворотов, гражданских войн или иностранных интервенций.

Тем не менее фундаментальные типы мировоззрений и систем ценностей, о которых шла речь в предыдущих частях, меняются в обществе очень и очень редко. И если они меняются, то эти изменения связаны с глубочайшими, длительными и глобальными цивилизационными кризисами. Сравнительно нетрудно, как мы видели, перейти от социалистической системы к капиталистической или наоборот, но куда труднее перейти от общества волевого мировоззрения к обществу эмоционального или от общества эмоционального к разумному обществу, т. к. это требует переосмысления самих основ (о которых люди обычно не задумываются и считают "естественными"), а помимо этого не просто коррекции схем функционирования общества и общественных институтов, а их кардинального переустройства, замены и появления новых.

В целом общество, цивилизация развиваются поступательно и прогрессируют. При этом для перехода на более сложный уровень должно сначала измениться (хотя бы у определённой части людей) мировоззрение, должны появиться новые идеи, под влиянием которых затем и будет изменено общество. Т. е. не "общественное бытие определяет общественное сознание", как сказал когда-то Маркс, а наоборот, сознание определяет общественное бытие. Не какой-то внешний материальный мир задаёт развитие общества, не материальные, ресурсные, производственные возможности его ограничивают, а развитие сознания задаёт развитие общества и уровень развития сознания, уровень развития мировоззрения и системы ценностей ограничивает уровень развития общества. В своё время историки проводили аналогии между Великобританией 19го века и Античной Грецией. Между ними действительно немало общего. Да и вообще, по формальным признакам, по организационным, производственным, технологическим возможностям мир Западной Европы 19 в. во многом схож с античной цивилизацией. Почему же древние греки или римляне не сделали следующий шаг - почему не построили паровой двигатель, почему не начали промышленный переворот? Почему не построили капитализм на 2000 лет раньше? Всё очень просто - только потому, что у них не было мотивов для этого. Не было мотивов, которые подталкивали бы богатеть, накапливать капиталы, наращивать производство услуг и товаров для всё большего их потребления и материального комфорта, не было мыслей о том, чтобы применять свои открытия в математике, астрономии, физике и т. п. для прагматических целей. Не было того мировоззрения, той культуры и соответствующих им общественных отношений и институтов, которые появились лишь значительное время спустя в Европе. Поэтому чтобы кардинально изменить к лучшему общество, нужно сначала так же кардинально изменить мировоззрение, а точнее, создать новое мировоззрение и внедрить его в общество.

Но внедрение такого мировоззрения очень сложный процесс. Длительное господство в обществе определённого мировоззрения приводит к тому, что люди вырастают, подспудно усваивая его. Оно - в формах отношений между людьми, в правилах поведения, им пропитаны литература и искусство, оно лежит в основе кучи идей и представлений об окружающем мире, его обосновывают философы и учёные и т. п. Очень трудно освободиться от стереотипов старого мировоззрения, особенно тому, кому оно всегда казалось "естественным". Придётся переосмыслить очень много вещей, чтобы действительно перейти от старого мировоззрения к новому. А ещё более сложной будет задача провести в соответствии с новым мировоззрением переустройство общества.

В следующих частях мы рассмотрим путь, который прошла цивилизация в своём развитии и определим, к какому рубежу она подошла сегодня.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 9.03.2014