Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Доцивилизованный период и цивилизация

Как было сказано в предыдущей части, история человечества выглядит довольно запутанной. На данный момент не представляется возможным утверждать, что нам известны обстоятельства и причины ключевых событий в древней истории человечества. Можно лишь примерно сказать о времени и характере этих изменений.

Современная наука утверждает, что анатомически близкие к современным предки человека появились в северо-восточной Африке почти 200 тыс. лет назад. Много тысячелетий они ничем себя особо не проявляли. Затем, где-то в районе 50-60 тыс. лет назад происходит т. н. палеолитическая революция. Внезапно возникает искусство (сложные рисунки, статуэтки и фигурки из камня и кости, музыкальные инструменты), культура становится многообразной, резко усложняются орудия труда и усовершенствуются технологии охоты, люди научаются ловить рыбу. Одновременно "кроманьонцы", как называют носителей новой культуры, выходят из Африки и расселяются на огромные территории, вытесняя предшествующие более примитивные виды человека. Одни из наиболее древних и хорошо изученных стоянок кроманьонцев - Костенки находятся под Воронежем, древнейшим из них более 40 тыс. лет.

11-12 тыс. лет назад в Европе и Северной Америке заканчивается оледенение, на всей планете происходят резкие климатические изменения и вымирает большинство видов мегафауны. Существует правдоподобная версия, что в это время произошло не просто потепление климата, а изменение положения земной оси, например, в результате падения крупного метеорита и проскальзывания земной коры, и что именно это стихийное бедствие нашло отражение в мифах многих народов о великом потопе. А сразу вслед за климатическими изменениями происходит неолитическая революция. Появляется земледелие и скотоводство, а также важные новые технологии - керамические изделия, ткачество, значительно совершенствуются орудия труда. Происходит эта революция в отдельных очагах на территории северо-восточной Африки, а также Евразии и Америки. Примерно 7 тыс. лет назад люди научаются выплавлять медь. Следует заметить, что в мифах многих народов появление всех этих технологий связывается с появлением неких высокоразвитых "учителей" или "богов". Для индейцев из Мексики и Перу эти мифы были настолько реальны, что они приняли за вернувшихся "богов" испанских конкистадоров.

5-6 тыс. лет назад (3-4 тыс. лет днэ) появляются первые цивилизации (хотя первые протогорода, как считается, появились на Ближнем Востоке ещё в 6-8 тысячелетиях днэ). Исторически первыми считаются цивилизации в Междуречье (шумеры) и Древнем Египте. Во 2-3 тысячелетии днэ появляются цивилизации в Индии и Китае. Где-то в Восточной Европе в это время древние индоевропейцы изобретают колесо, вскоре они начнут экспансию в Европе и Азии.

Теперь отвлечёмся от конкретных событий и подумаем над такой важной темой, как основные предпосылки существования цивилизации и отличия цивилизованных людей и цивилизованного общества от первобытных людей и первобытного общества.

Для начала определим термин абстрактное мышление. К сожалению, несмотря на общеупотребительность этого термина, его зачастую понимают в разных смыслах. Некоторые понимают под абстрактным формально-логическое мышление, противопоставляя наглядно-образному и другим видам мышления. Некоторые понимают под абстрактным мышлением способность к абстрагированию - отбрасыванию второстепенных деталей при сохранении главного. Некоторые считают признаками абстрактного мышления способность к определённым логическим операциям (которую можно выявить при помощи тестов) и т. д. Что же мы будем понимать под абстрактным мышлением? Мы будем понимать под этим устойчивую способность в наблюдаемой картине мира, предметах и явлениях выделять существенные их характеристики и взаимосвязи и строить достаточно адекватную реальности модель с применением отвлечённых понятий, позволяющую понимать, прогнозировать и мысленно конструировать события. При этом абстрактное мышление мы не отрываем искусственно от других видов мышления, там присутствуют как полностью абстрактные (например, число), так и обладающие наглядностью (например, собака) понятия. Более того, элементы внутренних представлений, как показали советские психологи, могут быть вообще не связаны со словами. Человек мыслит не словами, а использует т. н. универсальный предметный код, в котором присутствуют и наглядные образы, и абстрактные идеи, и образцы чувственного восприятия. Конечно, уровень знаний человека, проработанности и точности его представлений об окружающем мире может быть разным, но он должен уметь делать адекватные выводы в типичных для него ситуациях, которые соответствуют типичным задачам для него лично и для общества, частью которого он является.

Первобытным строем, без всякой цивилизации, люди жили длительное время, и даже сейчас есть племена, которые ведут такой образ жизни. Многочисленные этнографические исследования показали, что уровень развития дикарей, живущих первобытным строем, сильно отличается от цивилизованных людей. Главное отличие в том, что у дикарей отсутствует привычное для нас абстрактное мышление. Например, считается, что современный пример наиболее примитивного мышления - индейцы из племени Пираха. Исследователи неизменно отмечали у представителей первобытных примитивных племён такие черты, как слабую дифференцированность представлений, когда, например, собственные ощущения, эмоции по поводу некого объекта сливались со свойствами самого предмета, конкретность, когда мышление оперирует конкретными, единичными предметами и явлениями, затрудняясь в их обобщении, общую хаотичность и инфантильность мышления, склонность к логическим противоречиям, а также поспешность в создании ложных выводов (например, при случайном совпадении двух событий первое принимается за причину второго). Вместо логики делается упор на интуицию, предположения, какие-то мистические причины. Первобытные люди по уровню своего мышления напоминали исследователям умственно неполноценных или маленьких детей. Леви-Брюль, один из исследователей первобытного мышления, ввёл даже специальный термин "пралогическое", т. е. дологическое мышление, и утверждал, что с развитием общества оно не исчезает вдруг и сразу, а сосуществует с логическим, постепенно им вытесняясь.

Могли ли люди без абстрактного мышления построить цивилизацию? Очевидно, что нет. Никакая скоординированная деятельность, никакое взаимопонимание невозможно в достаточно большом обществе, в котором у людей нет абстрактного мышления. Самые простые законы и нормы предполагают их применение к абстрактному члену общества, и в них он может выступать лишь как исполнитель некой социальной роли, но не как конкретный человек со своими произвольными желаниями, идеями и поведением. Человек не сможет жить в цивилизованном обществе раньше, чем сможет воспринимать действительность, включая себя и других людей, с позиции абстрактного члена общества, чем усвоит абстрактные идеи, представления о том, что хорошо и плохо, представления о распределении полномочий, правах и обязанностях и прочее, что необходимо для того, чтобы действовать в рамках, одобряемых обществом, участвовать в выполнении общих задач и находить взаимопонимание с другими людьми. Таким образом, главной предпосылкой возникновения цивилизации являлся кардинальный апгрейд мышления, качественный переход от дологического и конкретного мышления к абстрактному, а также создание некого пласта представлений, традиций, норм, задающего стандарты нового мировоззрения и способного объединить и организовать множество незнакомых друг с другом людей в рамках единой общности.

Конечно, даже такой кардинальный переход, который произошёл при возникновении цивилизации, не означает, что человек сразу в полном объёме приобрёл способность к абстрактному мышлению. Абстрактное мышление лишь отчасти заменило старое дологическое мышление и развивалось постепенно с развитием цивилизации. В следующих частях мы проследим это развитие.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 12.03.2014