Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Второй этап развития цивилизации

Около 1200 г. днэ начинается новый этап цивилизации. "Старые" цивилизации приходят в упадок и гибнут, им на смену приходят новые. Вместе с этим меняется уклад жизни, структура общества, меняется мировоззрение. Основным для второй эпохи цивилизации становится волевое мировоззрение.

Сохраняется поклонение богам, однако его характер претерпевает значительную трансформацию. Если прежде основной задачей человека было тщательное выполнение ритуалов и законов, установленных богами, теперь боги начинают восприниматься скорее не как законодатели, а как покровители, к которым можно и нужно обращаться за помощью в том или ином деле. Человек начинает связывать поклонение богам со своими личными целями. Уходят в прошлое обязательные жёстко регламентированные ритуалы, отменяются человеческие жертвоприношения. Новые государства проявляют значительную терпимость к различным религиозным течениям, вере в разных богов.

Появляется философия. Люди начинают задаваться вопросами о смысле жизни, о природе вещей, о морали и долге, о принципах идеального общественного устройства. Возникают новые религиозные течения, также поднимающие философские вопросы. В Персии возникает зороастризм, в Индии буддизм, в Китае - конфуцианство и даосизм. Философские и религиозные учения, возникающие в разных странах, во многом похожи. Люди пытаются ответить на вопрос, что является движителем всех процессов во Вселенной и определить, каков тот путь, по которому должен идти человек. Практически все учения приходят к выводу, что жизнь Вселенной есть порождение борьбы противоположных сил, противоположных начал, например, добра и зла, разрушения и созидания. Важным считается разобраться в своём предназначении и следовать ему. Например, в буддизме есть понятие "дхарма", означающее примерно предназначение, долг, цель в общей системе миропорядка, который соответствует определённой вещи или определённому человеку. У каждого человека может быть своя дхарма и каждый должен выполнять те задачи, которые возложены на него Вселенной. Если человек следует своему пути, делает то, что должен, он поддерживает гармонию Вселенной, если же поддаётся страстям, своевольным импульсам, он её нарушает и Вселенная наносит человеку некий ответный удар, "возвращая" ущерб.

В обществе на первый план вместо жречества и бюрократического аппарата выходит военная и политическая элита. Концепция выполнения воли богов уходит в прошлое, выше всего теперь интересы государства. В принятие общественно значимых решений вовлекается значительно большая часть общества, чем было на первом этапе. Появляются и тестируются разные формы политического устройства, особенно показателен в этом плане пример Древней Греции, где большое число полисов дало широкий простор для подобного рода экспериментов. Здесь появляется демократия, при которой в принятии решений принимает участие вообще всё свободное население, в всего Платон и Аристотель выделяли 6 форм политического устройства.

Общество явно делится на классы или касты. Разделение социальной роли и функций людей в обществе закрепляется и оправдывается тем, что каждый должен заниматься своим делом. Например, в Индии сформировались 4 касты, переход между которыми был запрещён, и следы этой кастовой системы сохраняются там до сих пор. Появляется класс рабов, при этом рабами становятся уже отнюдь не только военнопленные, но и исконное население страны. Статус раба приобретает принципиальные отличия от статуса свободного человека, по мере развития общества рабы становятся главной производительной силой.

Большое внимание внимание в обществе уделяется воинской, физической подготовке молодёжи (особенно показателен в этом плане пример Древней Спарты). При этом в качестве целей ставилось не просто тренировка навыков, развитие физической силы, но и воспитание отваги, стойкости, силы духа. Становятся популярными большие спортивные соревнования, которые носят регулярный характер и собирают множество зрителей (яркий пример - Олимпийские игры в Греции). На Востоке в этот период появляются знаменитые боевые искусства, такие, как кунг-фу и др.

Войны и расширение границ становятся постоянной заботой правителей. В отличие от первой эпохи, когда каждое государство замыкалось по большей части в своих "естественных" границах, было монокультурным, вторая эпоха стала эпохой империй. Вероятно, первой империей в мире была империя, созданная Ассирией в новоассирийский период (10-8 вв. днэ). Однако ассирийцы так и не смогли разобраться в принципах правильного имперского строительства, усмиряя завоёванные территории массовой резнёй или насильственными переселениями. В результате Ассирию стали называть "логовищем львов", а Ниневию - "городом крови", и закончила Ассирия плохо, пав под ударами объединившихся против неё разъярённых соседей. Последующие строители империй поступали куда более мудро. Хотя все империи держались, конечно, в первую очередь, на силе, их правители уважали традиции и культуру разных народов, проводили мягкую политику по отношению к побеждённым, стремясь обеспечить мир и спокойствие. Например, первый персидский царь Кир, завоевав Вавилон, обвинил прежних правителей в неуважении к вавилонским традициям и объявил себя заступником Вавилона, а Ашока, создавший первую империю на территории Индии, в одном из своих эдиктов давал наставления дипломатам: "Люди из незавоеванных стран должны твердо усвоить, что царь для нас как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги — так и мы." К концу эпохи почти весь цивилизованный Старый свет оказывается поделенным между четырьмя огромными империями - Римской империей, Парфянским царством, Кушанским царством и империей Цинь.

Во вторую эпоху получает дальнейшее развитие экономика и наука. Получает значительное развитие торговля, появляются настоящие деньги. Тем не менее экономика занимает в обществе подчинённое положение. Власть была приоритетна по отношению к богатству, более того, занятия торговлей, тяга к обогащению и т. п. считались занятием, недостойным аристократии. Схема экономических отношений была примитивной - одни (в первую очередь рабы) трудились и производили товары и ценности, другие пассивно пользовались результатами их труда. Наука также получает развитие, хотя по сравнению с современной наукой античную наукой можно называть лишь условно. Представления людей избавляются от мистических элементов, склонности объяснять всё действием сверхъестественных сил, смешивать реальное и воображаемое. Делаются попытки дать более абстрактное, теоретическое объяснение реальности, сформулировать какие-то принципы вместо простой суммы сведений. Аристотель описывает принципы формальной логики, Евклид создаёт геометрию, ставшую образцом выверенной математической теории на много столетий вперёд. Тем не менее, наука этой эпохи не пыталась глубоко проникать в суть явлений, более того, за небольшими исключениями, не рассматривалась как имеющая практическое значение. Она была скорее абстрактно-созерцательной, соединённой с философией, и если её и пытались применять к жизни, то в виде прямого переноса в неё определённых абстрактных принципов и следования им (как это делал, например, Пифагор и пифагорейцы). Экспериментальный метод, представление о необходимости проверки знаний и теорий отсутствовали.

Вторая эпоха в Старом свете продолжалась примерно с 1200 днэ по 5й век нэ. В начале новой эры цивилизации второй эпохи переживают золотой век, но затем приходит упадок. В 4-5 веках распадается Римская империя, западная часть которой гибнет под ударами варваров. В 5-6 вв. варвары сокрушают кушанское царство и государство гуптов, захватывая Среднюю Азию, Иран и Индию. В 3м веке распадается Китай, в 4-5 вв. туда вторгаются варвары, захватывая северную часть страны. В 7 в. арабы уничтожают государство Сасанидов, преемника Парфянского царства и наносят сокрушительное поражение Византийской империи. Вторая эпоха уходит в прошлое, наступают очередные "тёмные века".

Поскольку от второй эпохи осталось значительно больше источников (хотя, увы, очень многие труды, прекрасно известные в античном мире, были утеряны в хаосе наступивших средних веков), проследить путь цивилизаций второй эпохи к краху можно значительно лучше, чем для цивилизаций первой эпохи. Показательной и хорошо описанной является, например, история упадка Римской империи. Можно наглядно видеть, как происходило её внутреннее ослабление и разложение, приведшее в конце концов к гибели и захвату варварами. Уже в 1-2 вв. наступает постепенный перелом. Римская империя ещё величественна и проветающа, но начинается демографический спад, забвение традиций, падение семейных устоев. Римляне всё больше предаются порокам, пустым развлечениям, забывают о долге, требуя "хлеба и зрелищ", а произвол всё чаще подменяет законность и легитимный порядок. Империя отказывается от завоеваний и переходит к оборонительной тактике. Армия теряет мобильность, профессионализм и дисциплину, в неё начинают набирать всё больше варваров вместо римлян, пытающихся всячески уклониться от службы. Постепенно деградирует экономика, разоряются мелкие хозяйства, при этом растут поборы со стороны чиновников и воровство. Возникают проблемы со сбором налогов, происходит обесценивание денег. Начинаются многочисленные восстания рабов и крестьян, усиливаются центробежные тенденции. Сенат становится формальным органом, императоры правят самолично, опираясь на лично преданные войска, при этом империю захватывает постоянная борьба за власть, с постоянным появлением новых узурпаторов и их свержением. Вслед за предоставлением варварам римского гражданства им предоставляется право поселяться на территории империи целыми племенами в качестве "федератов", которые перестают воспринимать римские нормы и обычаи, а вместо этого следуют собственным и, в конце концов, выходят из подчинения. Происходит всё это на фоне полной пассивности населения и его неспособности к самоорганизации. Конец империи выглядит совершенно закономерным.

Продолжение

Дополнительная литература:

М. Грант Крушение Римской империи

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению
обсудить на форуме
БСН, 27.03.2014