Мир будущего - Концепция перехода к разумному обществу - Первый этап развития цивилизации

Итак, для перехода к цивилизации необходимо было возникновение абстрактного мышления, создание нового пласта понятий, норм, культуры, который обеспечил бы функционирование общества в условиях цивилизации. Первоначально всё это появилось в наиболее простом варианте, соответствующем мировоззрению и системе ценностей, основанным на шаблонах действий.

Именно это мировоззрение было определяющим для наиболее ранних из известных нам цивилизаций, которые оставили нам хоть какие-то письменные источники (например, цивилизации шумеров в Междуречье или Древнего Египта). Вся жизнь этих древних обществ была сильно регламентирована. Следование обычаям, законам, ритуалам постоянно сопровождало каждого человека, будь он правителем или простым горожанином. Подробные своды законов найдены у самых ранних из изученных цивилизаций. В них описываются различные правила взаимодействия людей друг с другом, с правителями и администрацией, перечисляются преступления и наказания за их нарушение. Эти законы регламентируют отношения не только между посторонними друг другу людьми, но и внутри семьи, между женой и мужем, между родителями и детьми, братьями и сёстрами. Из них можно узнать, кто на что имел право, кто распоряжался имуществом и какой его частью и т. п. Законы устанавливали обязанности людей по отношению к государству, предусматривали наказание за приведшую к нежелательным результатам профессиональную деятельность. Кроме того, были законы, которые предусматривали ответственность за слова и поступки, считавшиеся оскорбительными для кого-либо. Для того, чтобы обеспечивать соблюдение законов, существовала развитая судебная система. До нас дошло довольно много записей о разобранных судами делах, из которых видно, что люди достаточно часто обращались в суды по самым различным вопросам. При этом, из текстов на табличках следует, что законы должны были обеспечивать справедливость, пресекать злоупотребления, защищать слабых и бедных от богатых и сильных, хотя отражённая в законах справедливость с нашей точки зрения иногда выглядит довольно своеобразно.

Ритуалы занимали огромное место в жизни людей. У них была твёрдая уверенность в том, что только соблюдение ритуалов, восхваление богов, почитание реликвий, строительство и украшение храмов может обеспечить стране благополучие и процветание, отступление же от этих правил принесёт неисчислимые бедствия. Привычным элементом общества было постоянное проведение церемоний, праздников, во время которых приносились разнообразные жертвы и подарки богам. Участие в таких церемониях считалось важным для всех. У шумеров, например, даже если человек не мог лично принимать участие в каких-то церемониях (скажем, был в военном походе), он оставлял статую, которая должна была заменить его в храме и "молиться" богам от его имени. Большое значение имели ритуалы, связанные с погребением (особенно в Древнем Египте). Умершему человеку в могилу или гробницу клали какие-то вещи, которые, как считалось, могли ему пригодиться в загробной жизни. Если умирал вельможа или правитель, вместе с ним хоронили слуг, жён и рабов, причём, как описывают древние источники, многие из них добровольно шли на смерть вслед за хозяином. Имя правителя было прочно связано с именем бога, он считался либо потомком богов, либо избранным богами для того, чтобы служить им и вершить их волю, поддерживать установленный ими порядок. Государственные и религиозные институты общества представляли собой, по сути, единое целое.

В древних обществах был развитый бюрократический аппарат. Люди достигли больших успехов в организации хозяйственной деятельности, в создании системы учёта и распределения различных ресурсов. Успешно реализовывались проекты, требовавшие больших трудозатрат - например, строительство ирригационных сооружений, храмовых комплексов и т. п. Строились достаточно крупные и благоустроеные города, имеющие грамотную планировку, водопровод и канализацию. Древние государства вели войны и торговали. Тем не менее, именно бюрократия была главной силой. Карьера чиновника была, как правило, самой престижной. В Древнем Египте родители всегда старались, если была возможность, отдать сына на обучение в писцы, наказывая прилежно и усердно учиться, чтобы затем поступить на государственную службу. Чем выше чиновник продвигался по службе, тем на больший статус в обществе он мог рассчитывать, тем большими благами он мог пользоваться и владеть при жизни и тем большие почести воздавались ему после смерти.

Большинство простых людей были свободными и обладали какими-то правами, какой-то собственностью (хотя формально всё обычно считалось собственностью богов и представляющего их правителя). Тем не менее, вряд ли можно было назвать их жизнь лёгкой. Они постоянно привлекались к общественным работам и обычно не могли менять свою профессию без разрешения. Кроме того, хотя кастовой системы как таковой в большинстве обществ не было, обычно дети наследовали профессию и образ жизни родителей. Рабство в эту эпоху не было существенным элементом общественного устройства, поэтому вряд ли её можно считать рабовладельческим строем. Рабами обычно становились военнопленные и другие жители чужих стран, захваченные в ходе войн. При этом рабы обладали определёнными правами и даже могли защищать их в суде.

Хотя мировоззрение, основанное на шаблонах действий, позволило цивилизациям первой эпохи создать развитый бюрократический аппарат, политика, экономика и тем более наука были совершенно не развиты и существовали лишь в каких-то зачатках. Борьба за власть ограничивалась дворцовыми интригами и междуусобными столкновениями в период хаоса. Народ практически не участвовал в принятии каких-то решений. Несмотря на достаточно хорошее развитие ремёсел, появление торговли и рынков, в древних цивилизациях не существовало полноценной денежной системы. Движение товаров осуществлялось в основном через распределение или бартерный обмен. Большая часть богатств накапливалась у правителя, вельмож или жрецов в храмах.

Знания, которые мог получить человек в древнем обществе, носили в основном фактический и прикладной характер. Учеников в школах могли научить, например, какие существуют виды растений и животных, как посчитать площадь земельного участка, как определить время сбора урожая и т. п. Все эти сведения и алгоритмы вычислений просто заучивались. Не было каких-то доказательств, не было общих принципов или теорий. Среди найденных записей большую часть составляют записи хозяйственного характера, а также законов и судебных решений. Значительно меньше того, что можно назвать литературой. При этом основная часть литературы - мифы, гимны, прославляющие богов и правителей, рассказы об их деяниях, молитвы и "плачи", предписания и пословицы. Литературные произведения обычно монотонны по стилю, содержат много повторов и шаблонных фраз.

Значительную роль в представлениях людей играли мистические и символические элементы. Они верили в необходимость и эффективность разных ритуалов, обрядов, заговоров, которые использовались не только при поклонении богам, но и в повседневной жизни. Определённые ритуальные действия выполнялись перед строительством дома, при совершении торговых сделок, при знаменательных событиях в жизни (например, брак, рождение детей). Люди верили, что заговоры и ритуалы помогают избавиться от болезней, вырастить хороший урожай, одержать победу в битве и т. п. Помимо этого была сильна вера в различные предзнаменования, пророчества, вещие сны, часто специально проводилось гадание с целью узнать, будет ли успешным то или иное мероприятие. Люди были убеждены, что надо соблюдать все ритуалы, т. к. если этого не делать, то произойдут какие-либо беды.

Как и полагается людям с мировоззрением, основанным на шаблонах действий, люди первых цивилизаций находили радость в привычном течении жизни. Помимо восхваления богов и правителей, они восхваляли труд людей на полях, работу писцов и ремесленников, рождение детей и явления природы. А при описании бедствий, кризиса в стране основное внимание уделяется описанию того, что привычный порядок нарушен, люди вынуждены заниматься несвойственными им делами, нарушены традиции и законы. Основными качествами, которые ценились в человеке, были дисциплинированность, усердие, способность профессионально выполнять свою работу, а также в определённой мере честолюбие и стремление превзойти других.

Первый этап развития цивилизации в Евразии продолжался примерно с 4-3 тыс. днэ по 1200-1100 гг. днэ. К изученным цивилизациям этой эпохи можно отнести цивилизации Древнего Египта, Междуречья, государство хеттов, Крито-Микенскую цивилизацию Древней Греции, цивилизации Древней Индии и Китая. Понятно, что те цивилизации, которые были изолированы друг от друга (например, древние цивилизации Америки и Евразии) прошли этот период в разное время, да и вообще человечество развивалось неравномерно и несинхронно. Где-то до сих пор сохранились рудименты культуры и мышления, характерного для первого периода развития цивилизации, а в джунглях Амазонки некоторые племена до сих пор живут первобытным строем. Тем не менее, для известных цивилизаций Евразии первый период закончился примерно в одно и то же время. В Америке развитые цивилизации появились позже и 1й период, вероятно, следует обозначить временем примерно с 2-1 тыс. днэ по конец 1 тыс. нэ.

Древние цивилизации исчерпали свой ресурс развития в рамках старой системы ценностей и постепенно деградировали. В 1200-1100 гг. днэ на Ближнем Востоке происходит т. н. "катастрофа бронзового века" (хотя железо научились выплавлять на самом деле ещё до этой катастрофы). Старые цивилизации приходят в упадок или гибнут под ударами варваров. Эти варвары в Египте были известны как "народы моря" и, вероятно, представляли собой некие индоевропейские племена, вторгшиеся с севера. Переживают сильный упадок Египет и Междуречье, гибнет держава хеттов и крито-микенская культура в Греции. Кроме того, примерно в то же время индоевропейцы ("арийцы") вторгаются в Иран и Индию, где также происходит упадок местной хараппской цивилизации и замена прежней культуры на культуру завоевателей. В Китае происходит падение первого китайского государства Шан, сокрушённого завоевателями с севера, и начинается "эпоха Чжоу".

К сожалению, обстоятельства падения цивилизаций первой волны изучены недостаточно хорошо. Для объяснения постигшей их катастрофы историки пытаются выдвигать различные версии - климатические изменения или природные катастрофы, изменения в оружии и принципах ведения войны и т. п. Тем не менее, известные данные говорят в пользу глубокого системного кризиса, постигшего все эти цивилизации. Упадок стал заметен ещё за некоторое время до краха, а вторжение индоевропейских племён происходило не внезапно, а скорее, несколькими небольшими волнами. После этого начинаются "тёмные века", очень схожие со средними веками, которые начнутся 1700 лет спустя после краха античной цивилизации. Происходит повсеместный упадок культуры, уровень технологии и уровень искусства значительно снижается. Начинается череда локальных войн и междуусобиц с участием варваров, бывших ранее малоразвитыми соседями цивилизованных государств. Например, в Египте после отражения нападения "народов моря" власть фараонов ослабевает и они начинают привлекать на службу ливийских наёмников. Вскоре ливийцы усиливаются настолько, что захватывают власть в нижнем Египте, а верхний Египет, в свою очередь завоёвывают эфиопы. В этом хаосе и упадке исчезают прежние традиции, разлагаются старые принципы устройства общества и на смену им приходит нечто новое.

Продолжение

Концепция перехода к разумному обществу:
  1. Введение. Материалистический менталитет.
  2. Введение. Пассивность.
  3. Введение. Эгоизм.
  4. Введение. Стремление к ложному превосходству.
  5. Введение. Отклонение от высшей цели.
  6. О неразумности человечества
  7. Мотивы и ценности
  8. От мотива к действию
  9. Система ценностей и мировоззрение, основанное на шаблонах действий
  10. Волевое мировоззрение и система ценностей
  11. Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
  12. Разумное мировоззрение и система ценностей
  13. Типы мировоззрений - общие закономерности
  14. Мировоззрение и общество
  15. Предыстория человечества
  16. Доцивилизованный период и цивилизация
  17. Первый этап развития цивилизации
  18. Второй этап развития цивилизации
  19. Третий этап развития цивилизации
  20. Закономерности развития цивилизации
  21. Эмоциональное мышление
  22. Тяготеющие к разумному мировоззрению

 

обсудить на форуме
БСН, 21.03.2014