Справедливость, как принято считать, существует в отношениях распределения, воздаяния, обмена. Отсюда сразу следует, что не всё объясняется безжалостностью и беспощадностью (вы ведь думаете лишь об отношениях ВОЗДАЯНИЯ/наказания).
Воздаяние включает не только наказание, но и почтение, награду за заслуги. Обмен - товарные отношения (услуги, блага), межличностные отношения (вложил/взял) и т.п. Распределение - начиная от распределения обязанностей в доме (труде любом), заканчивая распределением участков земли где бы то ни было или прибыли на з/п работникам (тут несправедливое распределение может привести к ослаблению мотивации работников).
2. )Справедливость не может быть абсолютной, как вам представляется (причина -- идеализация).
Люди не обращают внимание на то, что справедливость присутствует почти во всех человеческих переживаниях и оценках, включая отношения человека к другим людям и к природе (обида, критика, уныние, гордость, сострадание, протест, почтение, уважение, презрение и т.д.).
Ещё почему справедливость не может быть абсолютной:Выпишу и объективные причины появления несправедливости.
1. Ограниченность: а) среды обитания, ресурсов (конфликт, спор), благ на планете Земля; б) могущества человека, несамодостаточность человека (женщины/ мужчины, профессиональные обязанности и необходимость обмена, необходимость кооперации, потребности эмоциональные и другие, которые невозможно удовлетворить самостоятельно – любовь, признание, общение, обучение, продолжение рода); в) жизненных сил (времени, болезни, старение, младенчество/ старость); г) знаний и умений;
2. Необходимость переработки ресурсов человеком (труд), желание его (труда) избежать или уменьшить;
3. Желание большего (алчность) и быстрее, быть лучше других и защищеннее.
а) Люди рождаются с разными способностями и возможностями (родителей, государственного обеспечения в т.ч.). Люди наследуют от родителей разные хорошие и плохие условия (достижения цивилизации, долги, загрязнённую экологию, болезни, состояние государства/города/дома, репутацию, исторические отношения с другими народами, заблуждения и др.).
б) Люди не всезнающи, соответственно, имеют место ошибки.
в) Невозможность обеспечить справедливость в каждом конкретном случае (ну, допустим, хамство).
г) Выгода для многих порой перевешивает несправедливость в отношении немногих (или любого, но в определённой ситуации).
д) Выбор из двух зол. Допустима несправедливость позволяющая предотвратить ещё большую несправедливость.
е) Невозможность обеспечить полную справедливость не причинив серьёзного ущерба, например государству (если посажать всех чиновников, например)
ж) Невозможность точно предвидеть будущее (предотвращение несправедливости);
з) Субъективность оценок средств и методов, которые считают правильными и эффективными в борьбе с несправедливостью;
и т.д.
3.) Что касается этой вашей фразы: "История хранит все бесчинства людей, и лишь истории нашей известно, что честность и СПРАВЕДЛИВОСТЬ ни единой секунды не гостили в человеческом обществе."
Голословное заявление. Вообще-то без наличия хоть какой-то справедливости невозможно существование общества.
Цель справедливости - минимизировать зло (не вредить друг другу в первую очередь). В основу как раз и входят те правила, которые дают возможность построить общество.
Справедливость напрямую влияет на порядок. А порядок это и есть соответствие предписанным ограничениям.
Наверняка есть и другие базовые основы справедливости, кои нам ещё предстоит выявить.Общие идеи справедливости таковы:
-- наказание только за вину;
-- сопоставление тяжести преступлений и наказаний;
-- идея компенсации убытков;
-- соблюдение ДОБРОВОЛЬНО взятых договоров (например, Шопенгауэр говорил: «…. двойная несправедливость имеет место, когда кто- либо прямо принял обязательство охранять другого в каком-либо определенном отношении, так что одно уже неисполнение этого обязательства было бы обидою другому, стало быть, несправедливостью; но человек еще к тому же сам посягает на этого другого, нанося ему ущерб именно в том, в чем он должен был бы его оберегать», «Обязательность обещания и договора обусловлена тем, что в случае их неисполнения они являются торжественнейшей ложью, цель которой — применить к другим моральное принуждение здесь тем очевиднее, что прямо высказывается мотив лжи — то, что должна совершить другая сторона» (кстати, оный полагал корень чувства справедливости в способности человека сострадать, ставить себя мысленно на место другого);
-- беспристрастность оценщика (судьи), применения правил, их установления;
-- свобода принятия соглашений и обязательств (т.е. продажа квартиры под дулом пистолета – несправедливость);
-- идея взаимности и обоюдности (Золотое правило. В положительной форме правило гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. В отрицательной: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе);
-- идея равноценности получаемого и даваемого (не только экономические отношения, но и межличностные),
-- вознаграждение за труд,
-- право защиты личного «имущества» (сюда можно отнести и себя любимого, и детей, родственников) от посягательств,
-- возможность обеспечить элементарное существование (без этого никакое общество невозможно в принципе и ненужно).
- соизмерение возможностей и способностей с вкладом в дело и получением воздаяния;
-- сопоставление труда/вклада с размером поощрения.
Главное, что хотелось бы донести -- требование справедливости естественно, принципы предписаны самим мироустройством. Справедливость основывается на законах существования общества, кои до конца нами не исследованы и не поняты.
4.) "Наступит день, и мы построим справедливое общество, общество настоящих людей, настоящих личностей и тогда мы удивимся, почему раньше не умели жить в мире."
Не построите. Максимум -- более справедливое, чем существующее. Т.е. минимизируете зло. Собственно, к чему и стремится тот, кто хочет быть справедливым.
П.С: Так -- с кондачка -- не пишут про главное. Справедливость -- основа общества.