У нашего выдающегося ученого, академика наступило тревожное время, и он говорит об этом откровенно, более того, подчас даже резко - ведь речь идет о математике, которой ученый посвятил всю свою жизнь.
Что вас беспокоит больше всего?
- С математическим образованием в мире дела обстоят очень плохо. В России - чуть получше, но все равно плохо!.. Я начну с высказывания, прозвучавшего на одном из заседаний в Париже, где выступал министр национального образования Франции. То, что он говорил, относится к Франции, но это столь же актуально для США, Англии и России. Просто во Франции катастрофа наступила чуть раньше, в других странах она еще впереди. Школьное образование начало гибнуть в результате тех реформ, которые проводятся интенсивно со второй половины XX века. Министр Франции отметил, что из школьного образования математика постепенно вытесняется. Аналогичный процесс наблюдается и у нас, где математика заменяется более "важными" науками, такими, как коневодство, вышивание и бальные танцы.
Мы отвлеклись от министра...
- Итак, он спросил школьника: "Сколько будет два плюс три?" И этот отличник изрек: "Два плюс три будет столько же, сколько три плюс два, потому что сложение коммутативно..." У него был компьютер, и преподаватель в школе научил им пользоваться, но суммировать "два плюс три" в уме парень не мог. Министр был потрясен и предложил убрать из всех школ преподавателей, которые учат детей компьютеру, а не математике.
И в чем вы видите основную причину случившегося?
- Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Несколько лет назад в Америке шли так называемые "Калифорнийские войны". Штат Калифорния вдруг заявил, что школьники не так подготовлены, чтобы учиться в университете. Ребятишки, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказывается, подготовлены гораздо лучше, чем американские. Причем не только в математике, но и физике, химии, в других науках. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных сопутствующих предметах - в тех, которые я называю "кулинария" и "вязание", а в "настоящих науках" сильно отстают. Таким образом, при поступлении в университет американцы не выдерживают конкуренции с китайцами, корейцами, японцами.
Понятно, что такое наблюдение вызвало шок в американском обществе, так как в нем не принято отводить соотечественникам "вторые места"?!
- Американцы тут же создали комиссию, которая определила круг проблем, вопросов и задач, который должен старшеклассник знать и уметь решать при поступлении в университет. Комитет по математике возглавил нобелевский лауреат Гленн Сиборг. Он составил требования к ученику, оканчивающему школу. Главное из них - умение 111 разделить на три!
Вы шутите?
- Отнюдь! К 17 годам школьник должен эту арифметическую операцию делать без компьютера. Оказывается, сейчас они этого не умеют... Восемьдесят процентов современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях. Они не могут сложить половину с третью. Среди учеников этот контингент составляет 95 процентов!
Звучит анекдотично!
- ...Теперь о физике. Я сам читал требования к "их" федеральной программе. Там, в частности, говорится о том, что школьник должен знать о двух фазовых состояниях воды, которая в холодильнике превращается из одного в другое. Гленн Сиборг потребовал, чтобы было введено в программу три фазовых состояния - еще и водяной пар. Однако конгресс и сенаторы запротестовали, прошли бурные дебаты, и штат Калифорния был осужден и осмеян за то, что посмел усомниться в качестве образования американцев. Один из сенаторов, например, сказал, что он набрал 41,3 процента голосов избирателей, и это свидетельствует о доверии к нему народа, а потому он всегда боролся в образовании только за то, что он понимает. Если же нет, то и учить такому не следует... Аналогичными были и другие выступления. Два года продолжалась битва. И все-таки победил штат Калифорния, так как очень дотошный адвокат нашел в истории США прецедент, при котором закон штата становился в случае конфликта выше федерального. Таким образом, образование в США временно все-таки победило...
А вы не преувеличиваете? Значит, теперь там научатся делить 111 на тройку?
- Ирония ваша понятна, но я попытался докопаться до корней проблемы. И докопался до... Томаса Джефферсона.
Третьего президента США?
- Его - голубчика! Отец- основатель Америки, творец конституции, идеолог независимости и так далее. В своих письмах из Вирджинии у него есть такой пассаж: "Я точно знаю, что ни один негр никогда не сможет понять Евклида и разобраться в его геометрии". Поэтому нынешние американцы вынуждены отвергать Евклида, математику и геометрию. И все это заменяется знанием того, на какую кнопку надо нажимать... Размышления, мыслительный процесс заменяется механическим действием, и это выдается за борьбу с расизмом!
Это слишком болезненная проблема для Америки, и то, что они "перестраховываются", понять можно... А может быть, им проще купить тех, кто знает дроби, чем самим этому учиться?!
- Они и покупают! Американские ученые - в основном эмигранты из Европы, а аспиранты сегодня - это китайцы и японцы.
Но тем не менее успехи американской науки вы не можете отрицать?
- Я не делаю сейчас обзор состояния науки в США или американского образа жизни. Я говорю о состоянии преподавания математики в школах США, и здесь ситуация плачевная. Я обсуждал эту проблему с выдающимися математиками Америки, многие из них - мои друзья, их достижениями я горжусь, но тем не менее я задавал им такой вопрос: "Как вам удалось при столь низком школьном образовании достичь столь высокого уровня в науке?" И один из них мне ответил так: "Дело в том, что я рано научился "двойному мышлению", то есть у меня было одно понимание предмета для себя, а другое - для начальства в школе. Я много занимался в библиотеках, благо, есть прекрасные книги".
В бизнесе очень много математиков, у вас есть этому объяснение?
- Математика подобно гимнастике вырабатывает умственную способность, что необходимо и олигархам. Но есть математики, а есть люди, у которых особый талант в зарабатывании денег. И не нужно это путать.
Кстати, затраты маркизы де Помпадур на науку и культуру составляли около полутора процентов затрат на наряды и косметику, но этого ей хватило для того, чтобы создать "век Просвещения", "Энциклопедию" и т.п. В России же, где ученый - все еще звучит гордо, угроза наступления века невежества кажется совершенно реальной.
Если тенденция по выхолащиванию математики из учебного процесса у нас продолжится, чем это грозит России?
- Она превратится в Америку!
Не говорите так, иначе у нас завтра математика в школе будет уничтожена полностью!
- Во Франции я читаю лекции студентам, такие же, как и московским. Принимаю там экзамены. И во время письменного экзамена студент спрашивает меня: "Профессор, я нахожусь в затруднении: скажите, четыре седьмых меньше или больше единицы?" Это студент четвертого курса, математик. Он провел сложные вычисления, решил дифференциальное уравнение и получил верную цифру - четыре седьмых. Но вид дроби привел его в ужас - он этого не знал. Вот и получается: до конечного результата - всего шаг. Но сделать его с ущербными знаниями невозможно. Аналогичная ситуация грозит и нам. А это приведет к тому, что атомоходы будут тонуть, а башни гореть.
И тем не менее Россия по-прежнему гордится своими математиками?
- Тот факт, что мы все еще имеем активно работающих математиков, отчасти объясняется традиционным для российской интеллигенции идеализмом, отчасти же - большой помощью, оказанной западным математическим сообществом.
Значение российской математической школы для мировой математики всегда определялось оригинальностью российских исследований и их независимостью от западной моды. Чувство, что занимаешься областью, которая станет модной лет через двадцать, чрезвычайно стимулирует. К сожалению, чтобы обрести этот стимул, молодые ученые все больше вливаются в процесс, который очень точно назвали - "утечка мозгов".
[Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку]
ФОРУМ ЗАКРЫТ. МЫ ПЕРЕЕХАЛИ.
НОВЫЙ ФОРУМ:
http://dzro.org/forum/
НОВЫЙ ФОРУМ:
http://dzro.org/forum/
,,прекрасное,, западное ,,образование,,
Модератор: was bornin
-
- Сообщения: 439
- Зарегистрирован: Чт авг 02, 2007 22:53
- Откуда: Украина, г. Запорожье
,,прекрасное,, западное ,,образование,,
логотехнология рулит
-
- Сообщения: 439
- Зарегистрирован: Чт авг 02, 2007 22:53
- Откуда: Украина, г. Запорожье
· 2003. Неграмотность в США достигла отметки в 20% населения и продолжает расти быстрыми темпами.
· лишь 11% американцев читают газеты полностью, а не только колонки юмористов и объявления.
· Согласно опросу, за 2004 год только половина американцев прочла хотя бы одну книгу. С 1982 г. число читателей дешевых романов, коротких рассказов и стихов упало на 10% и сейчас составляет 46,7%. Среди отдемократизированного «поколения пепси» читающих еще меньше - всего 42,8%. В 1982 г. таковых было 60%. (175)
· 2004. Российская молодежь интеллектуальнее американских сверстников. Tесты, проводимые на международных олимпиадах и конкурсах, как правило, оцениваются по 100-балльной системе. Наши молодые люди набирают 96-97 против 82-х у американцев. Tакие показатели связаны в первую очередь с преимуществами отечественной системы образования. Она строится на фундаментальном принципе, в то время как западные школы берут за основу прикладной.(132)
· в США самый низкий уровень образованности среди всех промышленно развитых стран.
· лишь 25% выпускников американской средней школы получают полноценное общее образование. Остальные никогда не изучали алгебры и тригонометрии, географии и иностранного языка, физики и химии, хотя получили необходимые в жизни знания и умения по личной гигиене, косметике, семейному бюджету и т.д. Для подавляющего большинства учащихся Х-ХII классов (75%) определялись лишь три обязательных предмета – родной язык, общественные дисциплины (чаще всего история США и граждановедение) и физкультура. На выбор школы предлагали до 100-150 учебных курсов, большая часть которых носила чисто прикладной характер (математика потребителя, семейная экономика, вождение машины, уход за больным дома, косметика, консервирование продуктов и т.п.). Американские университеты ныне представляют собой то, чем раньше были средние школы. (109)
· 30% американцев считают, что население США составляет от одного до двух миллиардов человек.
· Журнал "National Geographic" выявил в ходе опроса, что более чем три четверти опрошенных не смогли найти на карте мира Японию.
· За последние 15-20 лет американские средства массовой информации на 70-80% сократили количество информации о событиях за рубежом. Их аргумент: она все равно неинтересна, поскольку не касается американцев.
· 2004. Любопытный опрос провели американские социологи. Ученые из Университета Северного Иллинойса и сотрудники телекомпании CBS и газеты New York Times расспрашивали жителей Соединенных Штатов об устройстве мироздания. Результаты опроса шокировали многих: около 55% американцев убеждены, что человек в его нынешнем виде был сотворен Всевышним. 27% поддерживают гипотезу, согласно которой Homo Sapience появился в результате эволюции, однако данный процесс направлялся Богом. И лишь 13% американцев считают, что человек произошел от обезьяны без помощи Провидения. Кроме того, 20% американцев верят, что Солнце вращается вокруг Земли, a 17% опрошенных справедливо считают, что Земля вращается вокруг Солнца, однако убеждены, что полный оборот нашей планеты вокруг Солнца совершается за сутки, а не за год. (176)
· Жители Ирака значительно образованнее американцев.
· 20% взрослых жителей Соединенных Штатов не могут назвать ни одной из стран Европы. Среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет каждый седьмой не может найти на карте собственную страну, каждый четвертый - показать Тихий океан. 95% выпускников колледжей допускают ошибки в написании слов, половина не умеет составить простое предложение. В целом же на сегодня средний уровень грамотности американцев уступает тому, что был в начале XX века. (70)
· лишь 11% американцев читают газеты полностью, а не только колонки юмористов и объявления.
· Согласно опросу, за 2004 год только половина американцев прочла хотя бы одну книгу. С 1982 г. число читателей дешевых романов, коротких рассказов и стихов упало на 10% и сейчас составляет 46,7%. Среди отдемократизированного «поколения пепси» читающих еще меньше - всего 42,8%. В 1982 г. таковых было 60%. (175)
· 2004. Российская молодежь интеллектуальнее американских сверстников. Tесты, проводимые на международных олимпиадах и конкурсах, как правило, оцениваются по 100-балльной системе. Наши молодые люди набирают 96-97 против 82-х у американцев. Tакие показатели связаны в первую очередь с преимуществами отечественной системы образования. Она строится на фундаментальном принципе, в то время как западные школы берут за основу прикладной.(132)
· в США самый низкий уровень образованности среди всех промышленно развитых стран.
· лишь 25% выпускников американской средней школы получают полноценное общее образование. Остальные никогда не изучали алгебры и тригонометрии, географии и иностранного языка, физики и химии, хотя получили необходимые в жизни знания и умения по личной гигиене, косметике, семейному бюджету и т.д. Для подавляющего большинства учащихся Х-ХII классов (75%) определялись лишь три обязательных предмета – родной язык, общественные дисциплины (чаще всего история США и граждановедение) и физкультура. На выбор школы предлагали до 100-150 учебных курсов, большая часть которых носила чисто прикладной характер (математика потребителя, семейная экономика, вождение машины, уход за больным дома, косметика, консервирование продуктов и т.п.). Американские университеты ныне представляют собой то, чем раньше были средние школы. (109)
· 30% американцев считают, что население США составляет от одного до двух миллиардов человек.
· Журнал "National Geographic" выявил в ходе опроса, что более чем три четверти опрошенных не смогли найти на карте мира Японию.
· За последние 15-20 лет американские средства массовой информации на 70-80% сократили количество информации о событиях за рубежом. Их аргумент: она все равно неинтересна, поскольку не касается американцев.
· 2004. Любопытный опрос провели американские социологи. Ученые из Университета Северного Иллинойса и сотрудники телекомпании CBS и газеты New York Times расспрашивали жителей Соединенных Штатов об устройстве мироздания. Результаты опроса шокировали многих: около 55% американцев убеждены, что человек в его нынешнем виде был сотворен Всевышним. 27% поддерживают гипотезу, согласно которой Homo Sapience появился в результате эволюции, однако данный процесс направлялся Богом. И лишь 13% американцев считают, что человек произошел от обезьяны без помощи Провидения. Кроме того, 20% американцев верят, что Солнце вращается вокруг Земли, a 17% опрошенных справедливо считают, что Земля вращается вокруг Солнца, однако убеждены, что полный оборот нашей планеты вокруг Солнца совершается за сутки, а не за год. (176)
· Жители Ирака значительно образованнее американцев.
· 20% взрослых жителей Соединенных Штатов не могут назвать ни одной из стран Европы. Среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет каждый седьмой не может найти на карте собственную страну, каждый четвертый - показать Тихий океан. 95% выпускников колледжей допускают ошибки в написании слов, половина не умеет составить простое предложение. В целом же на сегодня средний уровень грамотности американцев уступает тому, что был в начале XX века. (70)
логотехнология рулит
я и здесь встряну, хотя очень далека от понимания сути спорной проблемы.
встрять я хочу в защиту США - я не знаю как США в целом общем образовательном уровне, но моё пребывание в Калифорнии в течении 5 лет дало мне очень многое для повышения кругозора как бы
Кругозор?? в какой области знаний и понимании?? да во всех кажется
- устроение быта прежде всего
- университет Сандиеговский мне показался ЧУДОМ - библотека доступная и для выбора книг (ходи сам выбирай что хочешь а я такого ни в ленинке ни в МГУ не припомню что бы выбрал и понёс запросто домой набор библиотечного чтения), вокруг учебно-лабораторных корпусов нравящейся мне архитектуры и ланшафта окружвющего их много дополнений для жизни и быта студентов...и магазины канцелярских принадлежностей и для спорта там всё устроено как-то небывало для меня мгу-шеницы хотя и вечерницы...да комфорт и красота - УЧИСЬ
- орг офомление работы мне тоже очень понравилось невиданным мне новшестом ...всё мне там казалось как в фантастическом мире будущего
да конечно местами было всё и в том числе бомжа там видела и в японии тоже кстати..
супермаркты теперь есть и в москве подобные...но книжным магазиам и маг. канцтоварв ещё далекооо - а это ведь база работы мозгов
да много всего что говорит о высоком уровне культуры и организации работ мозгов..
а ТВ - программ конечно бесконечное число...но имеено свобоный выбор дал мне множество нового для вопросов о жизни....взамен того однообразного идеологического СССР...
к сожалению я не освоила свободного разговорного англязыка и потому всё что видела как бы форма а на сколько она отражает содержание????
отдельные личные знакомые мои американцы тоже поставили мне вопросы на всю оставшуюся жизнь и такие вопросы которые здесь и сегодня обсуждаются а поставлены лет десять назад..думаю что мне очень повезло со знакомством с американцами и в том числе с эмигрантами из СССР
встрять я хочу в защиту США - я не знаю как США в целом общем образовательном уровне, но моё пребывание в Калифорнии в течении 5 лет дало мне очень многое для повышения кругозора как бы
Кругозор?? в какой области знаний и понимании?? да во всех кажется
- устроение быта прежде всего
- университет Сандиеговский мне показался ЧУДОМ - библотека доступная и для выбора книг (ходи сам выбирай что хочешь а я такого ни в ленинке ни в МГУ не припомню что бы выбрал и понёс запросто домой набор библиотечного чтения), вокруг учебно-лабораторных корпусов нравящейся мне архитектуры и ланшафта окружвющего их много дополнений для жизни и быта студентов...и магазины канцелярских принадлежностей и для спорта там всё устроено как-то небывало для меня мгу-шеницы хотя и вечерницы...да комфорт и красота - УЧИСЬ
- орг офомление работы мне тоже очень понравилось невиданным мне новшестом ...всё мне там казалось как в фантастическом мире будущего
да конечно местами было всё и в том числе бомжа там видела и в японии тоже кстати..
супермаркты теперь есть и в москве подобные...но книжным магазиам и маг. канцтоварв ещё далекооо - а это ведь база работы мозгов
да много всего что говорит о высоком уровне культуры и организации работ мозгов..
а ТВ - программ конечно бесконечное число...но имеено свобоный выбор дал мне множество нового для вопросов о жизни....взамен того однообразного идеологического СССР...
к сожалению я не освоила свободного разговорного англязыка и потому всё что видела как бы форма а на сколько она отражает содержание????
отдельные личные знакомые мои американцы тоже поставили мне вопросы на всю оставшуюся жизнь и такие вопросы которые здесь и сегодня обсуждаются а поставлены лет десять назад..думаю что мне очень повезло со знакомством с американцами и в том числе с эмигрантами из СССР
-
- Сообщения: 439
- Зарегистрирован: Чт авг 02, 2007 22:53
- Откуда: Украина, г. Запорожье
Всё дело в том, что ты говоришь об:
1) университетской культуре США.
2) выборе книг и программ в США.
А я говорю об:
1) деградации американской(и вообще западной) общеобразовательной системы.
2) чудовищной дремучести среднего американца(не американца - интеллектуала, а именно среднего американца).
То есть мы говорим о совершенно разных срезах американского(и вообще западного) общества.
С уважением, Денис.
1) университетской культуре США.
2) выборе книг и программ в США.
А я говорю об:
1) деградации американской(и вообще западной) общеобразовательной системы.
2) чудовищной дремучести среднего американца(не американца - интеллектуала, а именно среднего американца).
То есть мы говорим о совершенно разных срезах американского(и вообще западного) общества.
С уважением, Денис.
логотехнология рулит