ФОРУМ ЗАКРЫТ. МЫ ПЕРЕЕХАЛИ.

НОВЫЙ ФОРУМ:
http://dzro.org/forum/

ТВ2 - Предыстория2 (Бэкон)

обсуждение вопросов, связанных с ключевыми особенностями разумного мировоззрения, построением теории всего

Модератор: was bornin

БСН
Администратор
Сообщения: 5204
Зарегистрирован: Ср июн 20, 2007 7:22
Контактная информация:

ТВ2 - Предыстория2 (Бэкон)

Сообщение БСН » Вс сен 02, 2007 6:11

1.2 Идеи Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
Английский философ, политик, учёный, литератор и т.д., пропагандировал исключительную роль НАУКИ во всех сферах общественной жизни. Создатели первых европейских Академий Наук говорили, что вдохновлялись проектом «Дома Соломона», описанного Бэконом в «Новой Атлантиде».
Бэкон более всего известен своим знаменитым лозунгом «ЗНАНИЕ – СИЛА», или, точнее, «Знание – само по себе сила». Бэкона называют одним из предвестников и зачинателей науки Нового времени, возникавшей вслед за Возрожденьем – возвращеньем к античным наукам и античной мудрости после долгих веков мрачного средневековья. Правда, последнее всё ещё давало себя знать – Джордано Бруно тоже жил в это время. Тем не менее, последующие толкователи и описатели Бэкона дают весьма ограниченное толкование его идей, сопоставляя их с собственными представлениями о науке, науке своего времени, которая виделась им несомненной вершиной по сравнению с полумистической наукой времён Бэкона. Впрочем, так оно и было, однако в своих идеях Бэкон намного опередил своё время.
Как правило, акцентируют внимание на Бэконовском принципе «знание и полезность – одно и то же», совершенно новых для своего времени утверждениях о науке как практическом инструменте (даже – в первую очередь – практическом). Бэкон говорил: «Мы столько можем, сколько знаем». Однако Бэкон вообще проводит теснейшую связь между мыслями человека и его практической деятельностью. Бэкон подвергал критике античных философов, которые в угоду своему спокойствию удалялись от общественных дел. Для него вообще всё, что не имеет отношения к практике, является бессмысленным и бессодержательным. Почему так? Кроме собственно презрения к бездеятельности, Бэкон полагает, что лучшее доказательство – опыт. Если идея правильна, она работает в опыте. Если идея правильна, её можно применить в опыте. Да и вообще, правильную идею можно почерпнуть в опыте, и даже именно там её и надо искать! Полезность Бэкона – отнюдь не узкопрагматического плана, полезность – это БЛАГО, в самом широком смысле! Бэкон рассуждает о конечной цели, которой должен придерживаться человек, эта цель – «Благо всего человечества». Бэкон – отнюдь не эмпирик, которого следует противопоставить рационалистам, и его взгляды отнюдь не односторонни! Бэкон рассуждает об эмпириках и догматиках: «Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно паукам, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей – опыта и рассудка.»
Бэкон рассуждает также о двух видах опытов и знаний: «светоносных» и «плодоносных», которые мы теперь отнесли бы к соответственно фундаментальной науке и прикладной. Без светоносных опытов не будет и плодоносных. Однако суть идей Бэкона отнюдь не исчерпывается постановкой опытов (внедрением исследовательских методов) и идеей о том, что научные знания предназначены для применения на практике. Он идёт намного глубже и дальше современных учёных. Главнейшая идея Бэкона – РАЗРАБОТКА УНИВЕРСАЛЬНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ, причём, опять же, познания не каких-то отдельных, внешних и независимых и даже не объективно существующих самих по себе (подобно идеям Платона) законов природы, а познания истины вообще, уяснения того, что такое истина, и того, при каких условиях она может быть выделена, как может быть очищена от всякого рода сомнительных и второстепенных, случайных вещей, чтобы быть – затем – применённой на практике, во благо всего человечества. Бэкон понимает неразрывную связь открываемых законов со свойствами человеческого разума. Он пытается понять и описать, в меру своего понимания, то, как разум правильно должен работать, чтобы вскрывать истинное знание. Он отрывается от Сократовского «я знаю только то, что ничего не знаю» и создаёт учение об ИДОЛАХ, которые мешают человеку правильно мыслить. С другой стороны, он говорит о создании «метода истинной индукции», который предназначен для того, чтобы добывать знания из опытов, а точнее, из разнообразной информации о реальном мире. Почему-то при упоминании об этом методе начинают рассуждения о том, что бывает индукция полная и неполная, что у Бэкона она неполная, в противовес полной индукции у Аристотеля, который выдвигает как один из способов доказательства в логике - метод такой полной индукции. Индукция у Бэкона совсем не преследует задачу перечислить ряд каких-то однотипных фактов с конечной целью вынести потом какое-нибудь заключение типа «Все А – есть Б». Это совсем другое! Для Бэкона перечисление однотипных примеров лишено абсолютно всякого смысла. Бэкон ставит задачу разобрать как можно больше РАЗНОТИПНЫХ примеров проявления того или иного явления, для того, чтобы в дальнейшем, путём анализа, разделения и отсечения отдельных его свойств выделить в конце концов все его составляющие и понять таким образом причины того, почему оно протекает так или иначе в разных случаях. Он пытается найти некие общие критерии и составить инструкции для проведения такого анализа. Далее в своей книге на примере он показывает применение найденных им приёмов к рассмотрению природы теплоты и приходит к выводу (который современным учёным кажется удивительным после пространных и во многом наивных рассуждений): «природа, частным случаем (limitatio) которой является тепло, есть движение…не надо понимать в том смысле, будто тепло рождает движение или движение рождает тепло (хотя и это в некоторых случаях истинно), но в том смысле, что само тепло или самое сущность тепла есть движение и ничто другое…» Далее Бэкон замечает: «Тепло для ощущения есть относительная вещь и относится к человеку, а не ко Вселенной…», то есть проводит совершенно чёткую разницу между субъективным и объективным восприятием явления. Замечу, что в науке вплоть до середины 19в. господствовало представление о теплороде – некой особой субстанции, содержащей и переносящей тепло.
Но, как я уже писал, Бэкон отнюдь не пытается разработать некий только внешний метод, некий внешний инструмент, пользуясь которым человек получал бы готовенькие истинные знания. Он прекрасно осознаёт неустранимую зависимость любых знаний от свойств самого разума. И о его возможностях, возможностях разума, не понимающего, не хотящего осознавать свои возможности и не желающего противиться идолам, он отзывается весьма скептически: «На то же, чтобы укоренившиеся и готовые укорениться навеки заблуждения исправились одно за другим самостоятельно (если предоставить ум самому себе)… не было решительно никакой надежды… все человеческое мышление, которым мы пользуемся для исследования природы, дурно составлено и построено… люди, восхищаясь ложными силами духа и прославляя их, обходят и теряют истинные его силы, каковые могли бы у него быть…» Он в определённой мере конкретизирует Сократовские представления о том, что люди ничего не знают, замечая: «первые понятия о вещах, которые ум легким и беспечным вкушением извлекает, вбирает в себя и накопляет и от которых проистекают все остальные понятия, порочны и смутны и неправильно отвлечены от вещей, вторичные же и остальные понятия отличаются не меньшим произволом и неустойчивостью…» и т.п. Бэкон также ПРЕКРАСНО понимает масштабность задачи, за которую он берётся: «хотя этот замысел мог бы показаться чем-то бесконечным и превышающим силы смертных…», однако: «однако на деле он окажется здравым и трезвым в большей степени, чем то, что делалось доныне»! Поверхностные рассуждения (как и сиюминутные мотивы, в целом) чужды Бэкону, он не собирается топтаться на месте, вместо того, чтобы идти вперёд, к цели, которую увидел (несмотря на то, что был далёк от аскетизма Сократа). Вообще, Бэкон был реалистом, в своих сочинениях он критиковал диалектику, ведь, по его мнению, одними рассуждениями о словах и понятиях нельзя выявить истину, и он пытался мыслить шире и представлять стремление к истине не только как потребность разума, субъективную потребность понимать, иметь гармоничное представление о мире, (хотя такая потребность, безусловно, была очень сильна у него самого), но и связать это с практикой, с тем, чтобы истинные представления в руках человека стали оружием для достижения поставленных им целей!
Говоря не просто об исправлении настоящего, Бэкон размышляет о качественных отличиях того общества, в котором он живёт, от такого, в котором применялись бы изложенные им принципы. Он пишет почти что научно-фантастическую утопию «Новая Атлантида», к сожалению, не законченную. "Новая Атлантида" повествует о вымышленном острове Бенсалем, расположенном в Тихом океане и не известном европейцам. Здесь достигнут невиданный в Европе уровень науки и техники благодаря деятельности некоего сообщества ученых - Дома Соломона, целью которого «является познание причин и тайных пружин всех вещей и расширение пределов человеческой власти до тех пор, пока все не станет для него возможным». Бенсалемиты умеют получать высокие и сверхвысокие температуры, прогнозировать погоду, землетрясения и болезни, создавать искусственный климат, оживлять животных и управлять их развитием, получать гарантированные урожаи путем (как мы сказали бы сейчас) мелиорации почвы. У них имеются приборы, напоминающие современные радио, телевидение и звукозапись, летательные аппараты, подводные лодки и многое другое. Дом Соломона выступает как главная, если не единственная реальная сила в государстве. Наука приобретает руководящую роль в государственных делах, а власть и политика оказываются растворенными в науке. Здесь особенно поражает вера Бэкона в её абсолютную социальную мощь. Наука выступает в утопии Бэкона как единственный врачеватель язв и пороков общества и человека, как сила способная самостоятельно преобразовать общество, сделать его счастливым и процветающим и утвердить гуманистические принципы в отношениях между людьми.

Сочинения Бэкона (рекомендую почитать описание про идолов) можно найти здесь:
[Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку]

Ответить
Тут будут похожие посты. Загружаются.