ФОРУМ ЗАКРЫТ. МЫ ПЕРЕЕХАЛИ.

НОВЫЙ ФОРУМ:
http://dzro.org/forum/

Наброски к толковому словарю коммуниста

обсуждение жизни нашей страны, социальных и политических проблем, поиск ответов на традиционное "Что делать?" и "Кто виноват?"

Модератор: was bornin

Вадим Времяонович
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 18:51
Откуда: Русь
Контактная информация:

Наброски к толковому словарю коммуниста

Сообщение Вадим Времяонович » Вт апр 02, 2013 16:15

Когда у Конфуция спросили с чего надо начинать исправление дел в государстве, он посоветовал начать с исправления слов, с исправления их употребления. Народ в сегодняшнем «демократическом» обществе может влиять на законы только через «посредников» которые редко бывают честными, поэтому в массе своей не могут принимать истинных законов. Но, народ имеет возможность создавать язык, принимать новые толкования слов и правильно употреблять их. И такая работа со временем может привести к исцелению общества и государства.


Аксиология – философское учение о ценностях, как основаниях целеполагающей деятельности людей; философское исследование природы ценностей (аксио – ценность).

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами; противоп. эгоизм.

Анархизм – мелкобуржуазное общественно-политическое течение, враждебно относящееся ко всякой власти и государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянское хозяйство прогрессу общества, основанному на крупном производстве.

Антикоммунизм - главное идейно-политич. оружие империализма, осн. содержанием крого являются клевета на социалистич. строй, фальсификация политики и целей коммунистич. партий, учения марксизма-ленинизма. В основе А.— клеветнич. утверждения об утопизме коммунистич. идеологии, «тоталитарном» характере социалистич. государств, о «дегуманизации» обществ. отношений, «стандартизации» мышления и духовных ценностей в условиях социализма, измышления об агрессивной сущности мирового коммунизма. Осн. место в А. занимает антисоветизм, стремление извратить и принизить достижения СССР в экономике и политике, в области культуры. Пропаганда А., использующая все средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение и др.) и поставленная на уровень гос. политики, преследует цели посеять недоверие к лозунгам и идеалам коммунистов, дискредитировать практику социализма и, ослабив тем самым революц. активность трудящихся и расколов их силы, обеспечить сохранение капиталистич. обществ. отношений.
Типичным проявлением А. служит стремление представить социальные перемены, охватившие мир, как результат подрывной деятельности социалистич. стран и прежде всего — СССР. Оперируя такого рода представлениями, идеологи и политики империализма пытаются скомпрометировать своих классовых противников, выдать их за «иностр. агентуру», чуждую действительным интересам той или иной страны. Паразитируя на росте нац. самосознания, А. пытается направить его в русло националистических, шовинистических настроений, подорвать интернациональную солидарность трудящихся.

Антропология – совокупность наук, в центре которых стоит человек, как планетарный феномен, взятый в биологическом и социокультурном измерениях.

Антропоцентризм – установка на то, чтобы поставить человека в центр мироздания в качестве «венца творения» и меры всех вещей.

Аскеза – буквально означает упражнение; это концентрация внутренней силы и владение собой. Аскеза, таким образом, необходима во всем: человеку нужно упражнение, нужна отрешенность и концентрация, чтобы он стал господином самого себя и стал способен с максимальной силой выполнить поставленную перед собой цель (любую). Пример: Необходима аскеза мысли ради мудрости жизни.

Архетипы – прообраз, первичная форма, образец. Юнг понимал под архетипами изначальные, врожденные (психические) структуры, которые присутствуют в коллективном бессознательном и формируют активность воображения людей. Архетипы – это система врожденных программ поведения людей, типических установок и реакций, залегающих в глубинах всего человеческого рода.

Бифуркация – раздвоение – разделение, разветвление чего-л. на два потока. Точка бифуркации – место разделения, раздвоения.

Богочеловечество - понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Богочеловечество достаточно сложное понятие. Это и идеальное состояние человечества, как предел, завершение земного исторического процесса, и, одновременно, уподобление отдельного человека Богу, как предел развития его личного совершенства.
Идея богочеловечества получила философскую интерпретацию в работах Владимира Соловьева. Воплощение для мыслителя есть не единичный факт явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс, происходящий в душе человека и ведущий все человечество к спасению. Богочеловечество, по Соловьеву, заключается в становлении «свободно-разумной личности», отрицающей в себе злую волю, осознающую себя частью универсальной личности, постоянно соотносящейся с ней. Поднимаясь к богочеловечеству, люди вместе с тем поднимают и природу, которая в конце концов обратится в светлую телесность «царства очищенных духом». Идея богочеловечества, вытесняя самодовлеющий гуманизм европейской культуры, одухотворит общество, социальные отношения и приведет к «всеединству», как идеальному строю мира «вселенской культуры».
Для Николая Бердяева – возможность, как «символика духовного опыта», как предельный символ человеческих возможностей, показывающий перспективы будущего. Богочеловечество — это образ-мечта, которая сопровождает, по Бердяеву, человечество, стремящееся к «истине — смыслу собственного существования и свободе». «Миф Богочеловечества Христа», по словам Бердяева, есть удачно найденное именование пронизанности тварного духовным, творческим, знак возможностей расширения достоинства и свободы человека.
Богословско-философские аспекты идеи богочеловечества разрабатывались также Евгением Трубецким, Сергеем Булгаковым, Николаем Лосским

Буддизм – одна из мировых религий, возникшая в конце 6 в. до н. э. в Индии.

Буржуазия - (франц. bourgeoisie, от позднелат. bur-gus — укреплённый город), господствующий класс капиталистич. общества, обладающий собственностью на средства производства и существующий за счёт эксплуатации наёмного труда. Источник доходов Б.— прибавочная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами.
По мере развития гос.-монополистич. капитализма происходит усложнение структуры Б., включение в её состав новых социальных слоев и групп, усиление её неоднородности. В первую очередь за счёт сел. Б. сокращается доля капиталистов в составе самодеят. населения капиталистич. стран. В 70—80х гг. 20 в. она составляет примерно 3—4%. Расширение задач и функций совр. капиталистич. государства, превращение его в крупного собственника средств производства привели, с одной стороны, к выделению политич. элиты и высшей бюрократии в самостоят. фракции господствующего класса, а с другой — к появлению нового слоя капиталистов — «гос. Б.», включающей руководителей национализированных и смешанных компаний. Всё более существ, частью Б. становятся высшие управляющие (менеджеры) частнокапиталистич. компаний. Они получают свою долю прибавочной стоимости в виде крупных жалований, дохода от акций, различных промий и льгот и выполняют все реальные функции капиталиста-предпринимателя. Их положение зависит от иерархич. позиций в системе корпоративной власти, от их способности осуществлять управление «чужим» капиталом.
В последние десятилетия в связи с расширением сферы деятельности междунар. компаний возникает «меж-нац. прослойка» Б. Интернационализация производства и капитала, деятельность транснац. компаний, широкое распространение методов «науч. менеджмента» способствуют унификации сознания совр. Б., стиранию её нац. различий. Все эти изменения в наибольшей степени затронули крупную и монополистич. Б. Большинство средних капиталистов по-прежнему совмещает владение капиталом своей фирмы и выполнение предпринимательских функций.
По мере усложнения состава Б. усиливаются противоречия в её среде: между монополистич. верхушкой и рядовыми капиталистами, между менеджерами и предпринимателямисобственниками, между «рантьерской» Б. и «функционирующими» капиталистами. Однако все слои и фракции Б. объединяет участие в эксплуатации трудящихся. Все они проявляют солидарность в борьбе с рабочим классом, особенно когда речь идёт о судьбах капитализма.
Социалистич. революция означает уничтожение Б. как класса. Впервые в истории в ходе ?кт. революции 1917 крупная Б. была лишена политич. власти, а затем экономически ликвидирована. Класс Б. был уничтожен и в др. социалистич. странах, где утвердилась власть рабочего класса. Однако пролетариат применяет на-силие против Б. только в ответ на сопротивление и на насилие самой Б. При проявлении лояльности со стороны Б. или отд. её групп пролетариат может идти по пути постепенного преобразования капиталистич. предприятий в социалистические, по пути перевоспитания представителей Б. и последующего привлечения их к социалистич. строительству.

Бюрократия – (франц. bureaucratic, букв.— господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. — сила, власть, господство), специ-фич. форма социальных организаций в обществе (политич., экономич., идеологич. и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнит. власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы.

Вестернизация – распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного обмена, частично – в результате западной гегемонии, а также деятельности местных «западников».

Витализм – жизненный – идеалистическое учение в биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов – энтелехии (Аристотель), души (Платон), «созидающей силы», «порыва к форме» и т.д. – духа. При такой постановке вопроса остается признать либо божественное происхождение жизни, либо ее вечное существование.

Власть – 1) (по М.Веберу) любая, закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается; 2) Достижение намеченных эффектов путем воздействия на других людей. Специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны сохранять, но вместе с тем улучшать и изменять объект управления. Понятие В. многогранно и многоаспектно. Оно охватывает отношения, проявляющиеся как на макроуровне (В. гос-ва), так и на микроуровне.

Волюнтаризм – апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.

Вор – это враг, чей интерес противоречит интересам государства, гражданского общества и охлоса. Враги могут быть как внешними, так и внутренними. Их деятельность сегодня хорошо заметна. То, что происходит в России, многими аналитиками расценивается как Первая мировая информационная война.

Воровство - бывает очень разнообразным по своим проявлениям. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорит о воровстве так: «Воровство в старину означало всякое преступное действие: поджог, притоносодержательство, подлог, преступления государственные и проч. Иногда законодатель, не означая точно рода преступлений, выражением "затеет какое воровское дело" указывает вообще на преступное действие. В этом широком значении термин воровство употребляется в Уложении царя Алексея Михайловича, подобно тому как в Русской правде родовое понятие для всех правонарушений была обида, воровство же, как тайное похищение чужого имущества, в Уложении называется татьбой, редко кражей. Воинские артикулы употребляют уже термин воровство в смысле кражи, хотя иногда они разумеют под воровством и всякое вообще преступное действие. Но в XVIII в. термин воровство и слова от него производные (воровской набег; письмо сочинено воровски) продолжают употребляться в прежнем широком значении. Попытку выработать точную терминологию сделал указ 3 апреля 1781 г. "О суде и наказании за воровство разных родов и о заведении рабочих домов", который ввел сложные термины: воровство-грабеж, воровство-кража, воровство-мошенничество, соответствующие трем отдельным преступлениям. После указа 1781 г. термин воровство стал употребляться не только как понятие родовое, обнимающее различные виды похищения чужого имущества, но и в смысле видового, равнозначащего краже. Свод Законов усвоил терминологию указа 1781 г.; разбой же, хотя и отнесен в Своде к преступлениям против прав на имущество, но не обозначается термином "воровство"; кроме того, Свод Законов, следуя законодательству XVIII в., рассматривает как воровство-кражу и утайку вверенного, и утайку найденного, и растрату казенного имущества, и проч. Уложение 1845 г. сохранило только два сложных термина, установив четыре вида похищения чужого имущества: разбой, грабеж, воровство-кража и воровство-мошенничество. В изданиях Уложения 1866 и 1885 гг. сложные термины совершенно исключены и под похищение чужого имущества подведены: разбой, грабеж, кража и мошенничество, но в ст. 1645 сохранился термин воровство ("за кражу, когда она учинена составившейся для того или вообще для воровства шайкой...").»
Сегодня словари толкуют этот термин очень скупо, может быть поэтому и воровства в стране очень много.
Ложь, лицемерие это тоже воровство. Это лишение человека правды. Прелюбодеяние плохо, потому что может привести к воровству чужой жены. Убийство это воровство чужой жизни. Воровство, лишающее человека средств к существованию, это тоже самое, что и убийство.
Существует множество видов политического воровства:
Манипуляция сознанием – воровство чужой воли. Фальсификация истории. Клевета - воровство чужой репутации. Фальсификация выборов – лишение человека нужного ему выбора. Присвоение властных полномочий. Навязывание людям ложных законов неправедно регулирующих взаимоотношения между людьми.
Нарушение клятвы. Пособничество ворам. Попустительство ворам. Дача и принятие взятки.
Правитель, который не наказывает воров, сам является большим вором, он ворует у людей чувство защищенности, надежду на справедливость, уверенность в будущем.
Религии мира сулят ворам всевозможные наказания. Воровство, или грабительство, похищение чужой вещи тайно, или похищение чужой вещи явно с насилием, наказуется Богом (Прит.22:22 ,23), привлекает проклятие на вора (Втор.27:17 ), лишает его неба (1Кор.6:10 ).
Воровство ведет к дегенерации человека. Ворам свойственны такие черты характера как лживость, лицемерность, бесчестность, хамство, трусость, подлость.
Синонимы: абигеат, бандитизм, война, вранье, грабеж, казнокрадство, клептомания, кража, крысятничество, лиходейство, ложь, мазурничество, мошенничество, пекулат, плагиат, покража, похищение, преступление, приватизация, прикарманивание, присваивание, растащиловка, расхищение, скотокрадство, татьба, утаскивание, хапание, хищение.

Времяоника – наука о способности человека предвидеть будущее.

Гносеология – теория познания, философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания.

Гражданин – это индивид, самосознающий себя (интеллигент), т.е. человек, имеющий собственную идеологию, представления о разумном устройстве государства и о своей роли в нем.

Гражданское общество – совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных) граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.

Гуманизм – миропонимание подчеркивающее самостоятельную ценность человека, который осознает себя творцом собственной судьбы и культуры.

Даосизм – учение о дао, или пути бытия (человека и всего сущего), связанное с такими принципами, как «цзы жань» (естественность, соблюдение законов и ритмов природы) и «у-вэй» (воздержание от нетерпеливого вмешательства в естественный ход вещей). Основатель – китайский мудрец Лао-цзы (конец 6 в. до н. э.).

Девиация – отклонение от нужного направления под влиянием каких-либо причин.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным.

Детерминизм – (определять) – учение о всеобщей закономерной связи причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности.

Диалектика – искусство вести беседу, спор; учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.

Дискурс – (рассуждение), - рассудочный, опосредствованный, логический; демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного.

Доминанта – основная, господствующая идея. Доминировать – преобладать, господствовать над остальным; быть основным.

Дуализм – ( субстратный и информационный) – двойственный –философское учение, считающее первопричиной бытия два самостоятельных, отрицающих друг друга и борющихся друг с другом начала: материальное и идеальное; противоп. монизм.

«Золотого миллиарда» теория – современная европоцентристская версия концепции «избранного народа», согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным странам уготована участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснационального капитала. Согласно адептам данной теории в противном случае планета «взорвется» от экологических перегрузок.

Духовность – совокупность движущих начал. Ценностным ядром духовности является стремление к осуществлению высшей целесообразности.

Идеализм – направление в философии, противоположное материализму, исходящее из первичности духа, идеи, сознания и вторичности материи, природы, бытия.

Идеология государственная – это философская Конституция общества, доступная и понятная не только философам и ученым, но и широким слоям населения. Это Конституция прямого действия. У советской власти такая конституция была, а нынешняя компрадорская буржуазия создать идеологию не может в силу своей лживости, лицемерности, вороватости, духовной пустоты.

Идиот - (древнегреческий термин) человек, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.

Имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, а не привнесенный или заимствованный извне.

Импликация – (лат.) тесно связываю – логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством связки, соответствующей союзу «если …, то». В импликативном высказывании различают антецедент – высказывание, которому предпослано слово «если» и консеквент – высказывание, следующее за словом «то». Достаточно известны философские импликации платоновского происхождения.

Индукция – способ рассуждения от частных положений к общим.

Интеллигенция – самосознающие, люди духовного труда.

Интенция – (лат.) стремление, намерение, направленность внимания, духовный настрой.

Интенциональность – понятие феноменологии Э.Гуссерля, описывающее сущностную структуру сознания… «Сознание о чем-либо», т.е. сознание есть не что иное, как смыслообразование.

Каузальность – причинность.

Коллективизм – образ, стиль жизни предполагающий активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества, и, в случае необходимости, подчинение последним.

Коммуна - (франц. commune - от лат. communis - общий),1) в средневековой Зап. Европе городская коммуна - община, добивавшаяся от феодалов прав самоуправления.2) В ряде современных зарубежных государств - название низовой административно-территориальной единицы.
Парижская коммуна революционное правительство рабочих, существовавшее в Париже с 18 марта по 28 мая 1871 г. куда входили радикально настроенные социалисты, вплоть до своего военного поражения пытавшиеся осуществлять управление, опираясь на революционные принципы. Название "Парижская коммуна" они дали по аналогии с революционной коммуной, стоявшей у власти в Париже (и нередко оказывавшей давление на Национальный конвент) в 1792–94 гг. Маркс (Marx) идеализировал коммуну в своих трудах 1870–71 гг. 3) Группа людей, проживающих вместе и совместно владеющих собственностью.

Коммунизм - (communism) В общепринятом понимании, это результат классовых конфликтов и революционной борьбы, оканчивающейся победой пролетариата (proletariat) и установлением бесклассового социалистического общества, в котором ликвидирована частная собственность, а средства производства принадлежат обществу. Идея коммунизма имеет длинную историю. Иногда коммунистами считают таких авторов, как Бабеф (Babeuf) и Оуэн (Owen) (см. также первобытный коммунизм), хотя в английском языке слово "коммунист" появилось лишь в 1841-м, а "коммунизм" – в 1843 г. В настоящее время под коммунизмом понимают жизнь в условиях отсутствия эксплуатации человека человеком.

Компрадорская буржуазия - (от исп. comprador — покупатель) часть буржуазии экономически отсталых стран (как колоний, так и независимых) осуществляющая торговое посредничество с иностранными компаниями на внутреннем и внешнем рынках и тесно связанная с колонизаторами. Часто выступает посредниками между крестьянами и ремесленниками своей страны и иностранными монополиями. К. б. зародилась в эпоху образования колониальной системы империализма. Формировалась в первую очередь из той части национальных эксплуататорских групп и классов (купцов, ростовщиков, феодалов и племенной знати), которая безоговорочно подчинялась иностранному капиталу, как в политических, так и в экономических отношениях и использовалась последним в своих интересах. Из К. б. и из родоплеменной знати колонизаторы подбирали кадры местного чиновничества. Характерная черта К. б. — отказ от участия в буржуазном националистическом антиколониальном движении конце 19—начале 20 вв. и периода между 1-й и 2-й мировыми войнами, антинациональная, проимпериалистическая позиция.
После 1-й мировой войны 1914—18 ослабла экономическая зависимость ряда крупных колоний от метрополий и появились условия для ускоренного развития национальной буржуазии на базе становления и роста национальной промышленности. В связи с этим происходило падение экономической роли К. б. После 2-й мировой войны 1939—45 в процессе распада колониальной системы империализма и усиления национально-освободительного движения возросла роль национальной буржуазии, особенно её антиимпериалистически настроенных слоев. Поскольку развитие национальной промышленности тормозилось иностранным капиталом, во многих развивающихся странах национальная буржуазия, и, прежде всего мелкая и средняя, приняла участие в национально-освободительном движении. Это привело к политической изоляции К. б.
В молодых государствах Азии и Африки, идущих по капиталистическому пути развития, сохраняется буржуазия, главная функция которой — осуществление экономических связей с иностранным капиталом. Нередко её политические интересы совпадают с интересами всего класса национальной буржуазии, частью которого она является. Однако и в этих условиях, в силу того, что по характеру деятельности эта буржуазия наиболее тесно связана с иностранным капиталом, она в наибольшей степени испытывает на себе его экономическое и политическое влияние (см. также ст. Буржуазия).

Комсомолец – член коммунистического союза молодежи.

Космизм – система нравственных воззрений, в которых моральная мотивация и смысл жизни человека, а также общая перспектива эволюции живого рассматривается в связи с идеей преображения космоса в результате овладения человечеством космическим пространством. В ряде концепций рассматривается возможность обогащения духовной жизни человека силой космического разума. Русский космизм (19 век) отличает нравственная мотивация, которая состоит в обожении космоса. Оно предполагает переход космоса от неустойчивого, хаотического состояния к совершенной организации, наполненной божественной любовью, преобразованной под влиянием божественных энергий. Человек стремится соединиться с Богом и на этом пути не только бережет окружающий его природный мир, но и собирает в своей любви весь раздробленный грехом космос.

Космология – раздел астрономии, наука о вселенной, как едином связном целом и обо всей, охваченной астрономическими наблюдениями области вселенной, как части этого целого.

Креационизм – создание – идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином сверхъестественном творческом акте.

Конгломерат – скопившийся, собранный – механическое соединение чего-либо разнородного, беспорядочная смесь. Конгломерат времен и народов. Конгломерат чувств, мыслей и воспоминаний.

Культура – это способ бытия человека, результат деятельности человеческого духа: система его деятельности, ее результатов, некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены людьми, социально усвоены, разделяются членами общества и могут передаваться другим людям и другим поколениям.

Либерализм – идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности – от давления авторитарной коллективности.

Лоббизм – способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.

Манифестация - (от латинского menifestatio - обнаружение, проявление), массовое шествие, выступление в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста.

Материализм – (от лат. materialis - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин "материализм" употребляется с 17 в., главным образом, в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Маргинализация – (от лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него.

Марксизм – учение К.Маркса (1818 – 1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:
- базисно-надстроечный детерминизм (производственно-экономические отношения – это базис, определяющий политическо-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);
- учение о частной собственности как причине грехопадения человечества, как источнике всех бед и противоречий общественного развития;
- учение о классовой борьбе, как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

Ментальный – принадлежащий миру мыслей.

Метафизика – (от греч. meta ta physika - после физики) -1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2) Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

Методология – (от метод и ...логия) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

Метод доведения до абсурда – вариант сократического метода выявления незнания.

Монизм – философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

Монотеизм – (от моно... и греческого theos – бог) (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.

Мотив – внутреннее побуждение, импульс или намерение, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом.

Мотивация – 1) сила, побуждающая индивида к действию; 2) процесс формирования силы, побуждающей к действию.

Надличностные структуры сознания – Трансперсональное (англ. transpersonal) (или надличностное) — термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души».

Неокантианство – философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии.

Неонеклассика – в отличии от классики и неклассики, функционировавших как знания-отображения существенных свойств мира, неонеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам.

Неотомизм – официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля.

Ноосфера – (от греческого noos - разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие "Ноосфера" введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о ноосфере, как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

Объективный идеализм Гегеля – Г. В. Ф. Гегель (1770—1831) был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека.

Оккультизм – (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром.

Оккупация - 1) овладение ничьими вещами (изречение римского права: res nullius primo occupanti cedit, вещь, никому не принадлежащая, переходит в собственность первого овладевшего ею); ныне право о. ограничено законами об охоте, рыбной ловле и пр.; 2) введение войск в какую-либо страну и временное занятие её с целью ограждения в ней интересов оккупирующего государства.

Онтология – (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) — учение о бытии: в классической философии — учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы.

Охлос – это непросвещенный пассивный народ, которому нет дела до судьбы государства, которым очень легко манипулировать.

Парадигма – (греч. paradeigma - пример, образец) – исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория, создающие осознанную или неосознанную установку мышлению видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

Партия - (от латинского partio - делю, разделяю), группа людей, объединенная общностью идей, интересов и целей.

Пассионарность – активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели, (страсть в достижении цели) – это биологический базис духовности, он нуждается в надстройке – разуме, направлении сил к высоким целям.

Персонализм – (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью.

Плюрализм – социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых ведет к шизофренизации общества и пассивности его воли.

Пневматосфера – сфера душевной, духовной связи (по-видимому, предполагает телепатическое общение).

Подсознательное – характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.

Позитивизм – (франц. positivisme - от лат. positivus - положительный) – философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.

Постмодернизм – социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Правовая демократия – государственное устройство, в котором избираемая бюрократия не только насаждает универсально действующие нормы, но и сама подчиняется им, – ограничивая свои действия конституционно правовыми нормами.

Психоанализ – созданный австрийским психологом З.Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов, как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений («принцип удовольствия») с общественными нормами и запретами («принцип реальности»).

Рационализм – тип философствования, направленный на логическое конструирование мира.

Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Релятивизм – учение об относительности и условности всех законов и норм – от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.

Референдум – (referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено) (полит.). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое для принятия какого-нибудь важного законодательного акта.

Рефлексия – (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира.

Сакральный – (от латинского sacralis - священный) – обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Самоактуализация – (лат. actualis — действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Сверхъестественная реальность – представление о существовании разных миров возникающих на основе материи (естественом) и суперматерии (сверхъестественном, духовном).

Секуляризация – (от позднелат. "мирской, светский") — десакрализация (см. сакральный), процесс уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе.

Сингулярность – (от лат. singularis отдельный, особый) – состояние нашей Вселенной в определённый момент времени в прошлом, когда плотность энергии материи и кривизна пространства-времени были очень велики, порядка планковских значений.

Синкретизм – явление объединения различных религий (или их отдельных элементов) в единую религиозную систему.

Соборность – концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С.Хомякову (1804 – 1860), который определил его так: «Соборное единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви». В отличие от тоталитарной коллективности, модель которой В.И.Ленин определял в виде общества, «организованного, как единая фабрика», соборное единство имеет в виду модель общества, организованного как храмовая община.

Смысл – сопряженность, согласованность частей внутри упорядоченной структуры. В динамических структурах сопряженность и согласованность могут проявляться, как целеустремленность.

Социализация – (от латинского socialis - общественный) – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализм - (франц. socialisme, от лат. socialis- общественный), 1) первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации. 2) С. научный — марксистско-ленинская теория, обосновывающая историч. необходимость установления комму-нистич. формации, пути её созидания и принципы её организации. 3) Различные учения, в которых в качестве цели и идеала выдвигается установление С., но в которых представления о С. и способах его достижения отличаются от научного С.

Социальное государство – государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты.

Социал-дарвинизм – перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.

Социология – (от лат. societas - общество и ...логия) - наука об обществе, как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения.

Стоицизм – Человек — высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель — практическая "мудрость", или "сила духа", которая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюда основные категории стоической этики — бесстрастие, или отсутствие аффектов (апатия), непоколебимая моральная "выпрямленность" и "обязанность," как честно и посильно выполняемый долг. «Все потребности заслуживают презрения», - в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абсолютный ригоризм в морали.

Судьба – непостижимая предопределенность событий и поступков человека.

Сущность – внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех многообразных форм бытия.

Схоластическая философия – все связанное со схоластикой, свойственной схоластике, формальное, оторванное от жизни и опыта (книжн.).

Телеология – (греч. telos — завершение, цель; teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности, как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.

Тирания – система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти, опирающююся на одобрение и поддержку олигархии.

Трансцендентальный – (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связанное с независимыми от опыта и предшествующими ему (априорными) условиями возможного опыта, прежде всего, — с изначально присущими сознанию априорными формами познания.

Универсум – (лат. universum, «совокупность, общность») — в философии — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы.

Фаши́зм - (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, связка, объединение») обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа.

Феноменология – (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу, как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Формационная теория – теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

Христианство – религия о любящем человека Боге отце, сыне, духе. Учащая о необходимости достигать в жизни идеала образец которого дал людям своей жизнью Иисус Христос.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Эзотерика — в первоначальном значении понятия — философское учение, доступное только ограниченному, «внутреннему» кругу лиц, в противопоставление к экзотеризму — общедоступному знанию.

Эйджизм - дискриминация человека на основании его возраста.

Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование) – философия существования, направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека.

Экспансия – (от лат. expansio - распространение) - расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая).

Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»)[1] — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Экономикоцентризм – воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т. п.

Экоцид – убивание природы, Земли как геобиосистемы – носительницы жизни.

Эксплуатация - (exploitation) 1. Использование чего-либо. Например, богатая нефтяными запасами страна эксплуатирует собственные природные ресурсы. В данном значении термин имеет абсолютно нейтральный смысл в отличие от употребления в пренебрежительном смысле. 2. Несправедливое извлечение кем-либо выгоды из своего преимущественного положения. Владельцев предприятий с потогонной системой труда обвиняют в эксплуатации плохо информированных рабочих-иммигрантов, а против многонациональных фирм выдвигаются обвинения в эксплуатации развивающихся стран, в которых они закупают основные виды сырья на монопольных условиях.

Экспроприация - (от лат. ex - вне и proprius - составляющий собственность. 1) отчуждение законным путем, по приговору суда или ради общественной пользы, собственности у лица, которому она принадлежала; в последнем случае - с вознаграждением владельца.

Энтелехия – (греч. enteléecheia – осуществленностъ, от entelés - законченный и écho – имею) – одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия: материи, формы, действующей причины и цели. Разнообразные определения Э. у Аристотеля могут быть сведены к следующим: переход от потенции (возможности) к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою материальную субстанцию, причину самой себя и цель своего движения или развития. В новое время понятие использовалось Г. Лейбницем, называвшим свои монады Э., и получило специфическое преломление в виталистической концепции немецкого биолога Х. Дриша.

Эстетика - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии.

Этика - (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) – философское исследование морали и нравственности.

Язычество – верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были потеснены религиями и наукой, но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.

ФОРСИК
Сообщения: 213
Зарегистрирован: Сб май 10, 2014 1:23

Сообщение ФОРСИК » Вт авг 05, 2014 0:29

Словарь интересный, но бесполезный, потому как, непонятно, как этот словарь можно использовать на практике.
Вот, например, в словаре есть слово "духовность", и его определение:

Духовность – совокупность движущих начал.
Ценностным ядром духовности является стремление к осуществлению высшей целесообразности.

С одной стороны - данное определение слова "духовность", как будто, правильное,
а с другой стороны, это определение - ничего не объясняет, ничему не учит и ничему не обязывает.
И какая нам польза от такого словаря?
Люби меня, как я тебя: по законам научной морали.

Shtorm

Сообщение Shtorm » Вт авг 05, 2014 12:16

Самое рациональное место - это начало статьи. Сейчас практически все без исключения используют слова-пустышки, которые никто не знает толком, что обозначают ...

Реализация этого правда аховая, в таком виде мне видится ваш словарь не имеет нужной образности, поэтому вылетит из любой головы, даже не влетев в нее толком.

Я в своей будущей работе переопределил несколько десятков базовых понятий, в русле их правильного понимания, однако любое такое объяснение стремится к формату книги, так многое приходится чуть не с нуля расписывать.

Ответить
Тут будут похожие посты. Загружаются.