was bornin писал(а):А вы можете раскрыть содержание понятия смысл? Так ваше видение обретет более конкретные очертания.
Я процитирую Дацюка С. и я думаю, что и Ваше виденье такого понятия как
смысл "обретет более конкретные очертания".
"Что такое смысл?
Смысл есть проекция воли на область ее приложения, и может быть выражен очень точно: как соединение воли и некоторой наличной или порождаемой ею реальности. Множество смыслов можно сравнивать не по содержанию, а по степени осмысленности, которая прямо пропорциональна множеству реальностного содержания, единству воли и сложности их соотнесения.
Смысла вне реальности и воли не существует. Нечто вне бытия смыла не имеет и не отличается от ничто. Реальность и воля есть способы существования мышления. Они появляются в связи с мышлением и сопровождают мыследеятельность во всех ее проявлениях. Мыследеятельность не является антропной – человек случайный и временный носитель мыследеятельности. Единственный смысл человечества – усложнять собственные смыслы и наполнять ими мир. Когда человечество отступает от осмысленности – мир движется к войне и разрухе.
Обессмысливание современного мира
Посмотрите на самую популярную литературу! О чем она? О простых радостях, об альтернативной истории, о попаданцах в иные миры, напоминающие Средневековье. Мир устал от своей сложности, и ему захотелось простого и понятного. Средневековье с его простым в сегодняшних масштабах способом жизни – это смысловая редукция.
Упрощение смысла произошло потому, что наш старый мир стал бессмысленным, а смысл нового мира еще не родился, то есть развитие прекратилось. Развитие всегда связано с усложнением смысла. Развитие происходит тогда, когда, оглядываясь назад, мы оцениваем имеющуюся позицию как более сложную и тем самым более осмысленную по отношению к позициям настоящего и прошлого.
Развитие происходит тогда, когда понимание будущего сложнее, нежели понимание прошлого и настоящего. Оценка будущего в представлениях настоящего – это традиционная футурология, называемая также форсайтом. Оценка будущего в новых малопонятных большинству представлениях это конструктивная футурология, которая только рождается.
Бессмысленность старого мира, неспособность его предъявлять более осмысленную, нежели в настоящем, перспективу, породила кризис. Мировой кризис породил мировую депрессию. Кризисный мир означает разрушение-распад целостного сложного смысла на простые смысловые фрагменты, которые начинают конфликтовать друг с другом.
Разрушение смысла в кризисном мире происходит во всех пространствах: идеологическом, информационном, политическом, экономическом, культурном и т.д. Наиболее заметно обессмысливание в информационном пространстве. Обессмысливание в остальных пространствах заметно для специалистов.
Самая большая тайна обессмысливания в том, что конкретной сволочи или сволочей, обессмысливающих мир, не существует. Кризис это не мировой заговор, поскольку наличие заговора предполагало бы существование некоторого суперосмысленного содержательного пространства, обессмысливающего весь мир, что в мировом масштабе скрыть невозможно.
Когда в кризисе смысл только начинает разрушаться, еще существует притяжение прошлого целостного смысла. Интеллектуалы, являющиеся производителями и носителями сложного смысла, от кризиса страдают первыми – их уничтожают, увольняют, маргинализируют или игнорируют. Таким образом, притяжение к прошлому целостному сложному смыслу постепенно ослабевает.
Спонтанное разрушение смысла персонифицируется в конкретных людях – обессмысливателях (разрушителях смысла и смыслопаразитах). Разрушители смысла (они же мироеды) это политики, журналисты, эксперты и т.п., занимающиеся разрушением сложного смысла мира. Смыслопаразиты это те, кто использует простые фрагменты разрушенного смысла в личных целях.
Происходит изменение общественных настроений: частные простые смыслы вытесняют общий сложный смысл. Общество втягивается в весьма парадоксальную игру – разрушение смысла оказывается невероятно захватывающим занятием: обыватели с интересом наблюдают за процессом обессмысливания.
Обессмысливание в философии известно как нигилизм, в литературе – как абсурдизм, в информационном пространстве – как пустая болтовня, в политике – как беспорядок (бардак), в экономике – как экономическое хищничество (умышленное банкротство, рейдерство, мародерство), в культуре – как контркультура.
Коррупция с точки зрения смысла это разрушение смысла социальных институтов. Когда публичные возможности не могут быть использованы для развития, они направляются на личное обогащение их распорядителей. Именно отсутствие развития как сложного общественного смысла порождает частные смыслы личного обогащения.
Когда мир осмыслен, и развитие постоянно порождает новые и сложные смыслы, незначительное воровство с прибылей предпочитают не замечать. Когда мир оказывается в кризисе, место сложного общего смысла развития занимают простые смыслы индивидуального обогащения, когда воруют с убытков. Коррупцию нельзя победить законодательно. Ее можно победить, только предложив более привлекательные смыслы, причем более сложные, нежели простые частные, – общие смыслы развития, общие смыслы позитивной перспективы.